ДомойЗдоровьеНовый взгляд на неизведанную территорию: ученые обнаружили фермент, неожиданно сыгравший роль в...

Новый взгляд на неизведанную территорию: ученые обнаружили фермент, неожиданно сыгравший роль в распространении лейкемии

Исследователи связывают ELOVL6, фермент липидного обмена, с развитием острого миелоидного лейкоза и выживаемостью пациентов, что делает его потенциальной мишенью для будущих методов лечения лейкемии.

Ученые из Университета Цукуба обнаружили неожиданную связь между ферментом, известным как ELOVL6, важным для метаболизма липидов, и распространением лейкемии.

Липиды, или органические жирные соединения, существуют в клетках в самых разнообразных формах. Создание и разложение этих липидов, процесс, известный как метаболизм липидов, имеет основополагающее значение для регуляции клеточного состава и функциональности, а также для работы клеточных мембран. Особый фермент ELOVL6, который расширяет жировые кислота цепей, играет важную роль в нескольких клеточных метаболических процессах.

Тем не менее, связь между метаболизмом липидов и генезом крови и связанных с кровью заболеваний остается малоизученной областью научных исследований. Стремясь расширить это ограниченное понимание, исследователи из Университета Цукубы продемонстрировали значительную роль ELOVL6 в развитии острого миелоидного лейкоза (ОМЛ), типа рака крови. Эта роль выполняется через путь, контролирующий движение клеток. Кроме того, они обнаружили, что более высокие уровни ELOVL6 соответствуют снижению выживаемости у пациентов с лейкемией.

Команда ученых заметила, что удаление ELOVL6 в стволовых клетках костного мозга, которые отвечают за производство всех типов клеток крови, изменило содержание клеточных липидов и ингибировало приживление трансплантата у мышей — процесс, при котором трансплантированные стволовые клетки попадают через кровь в костный мозг.

Важно отметить, что потеря ELOVL6 также предотвращала развитие лейкемии в мышиной модели. Анализ профилей экспрессии генов показал, что клетки, лишенные ELOVL6, имели изменения в генах, участвующих в ремоделировании цитоскелета и хемотаксисе — механизме, участвующем в движении клеток. Подробные молекулярные исследования подтвердили, что потеря ELOVL6 нарушает ремоделирование цитоскелета и хемотаксис, вероятно, из-за дисфункции PI3K и Rac1, которые являются жизненно важными клеточными регуляторными молекулами.

«В совокупности это указывает на то, что относительно небольшие изменения в содержании липидов клеточной мембраны могут иметь непредвиденные и резкие последствия для развития рака крови», — объясняет старший автор профессор Шигеру Чиба. Интересно, что группа отметила, что, хотя производство крови и патология AML тесно связаны, потеря ELOVL6 не влияла на нормальное производство или функцию крови.

Группа продолжила использовать данные, доступные из онлайн-баз данных, чтобы показать связь между высокими уровнями ELOVL6 и худшей общей выживаемостью от ОМЛ. «ELOVL6 и его последующие пути никогда раньше не рассматривались в качестве потенциальных мишеней для лечения лейкемии, поскольку эта связь между липидами и функцией крови не изучалась», — объясняет профессор Чиба.

Однако теперь это исследование показывает, что ELOVL6 и связанные с ним пути являются очень многообещающими мишенями для разработки новых методов лечения лейкемии, и ожидается, что это положит начало дальнейшим исследованиям взаимосвязи между метаболизмом липидов и раком.

Ссылка: «Элонгаза жирных кислот Elovl6 имеет решающее значение для приживления гемопоэтических стволовых клеток и распространения лейкемии» Юсуке Киёки, Такаясу Като, Сакура Кито, Такаши Мацудзака, Шин Мориока, Дзюнко Сасаки, Кеничи Макишима, Тацухиро Сакамото, Хидекадзу Нишики, Наоши Обара, Мамико Саката-Янагимото, Такехико Сасаки, Хитоши Шимано и Сигеру Тиба, 8 марта 2023 г., Лейкемия.
DOI: 10.1038/s41375-023-01842-y

Эта работа была поддержана грантами для научных исследований (KAKENHI: 20646591 и 20K08724 для TK и 18968151 для HN) от Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии; Фонд медицинских исследований СЕНШИН в ТЗ; Научный фонд Takeda в HN; AMED (номер гранта JP 211m0203010 до TK); и Проект по исследованию рака и терапевтической эволюции (P-CREATE) от AMED до SC.