Понедельник, 4 марта, 2024
ДомойКосмосКосмические катаклизмы раскрыты: гражданские ученые установили рекордное наблюдение за сверхновой галактикой Вертушка

Беспрецедентное сотрудничество между гражданскими учеными, Институтом SETI и Unistellar привело к рекордным наблюдениям за сверхновой 2023ixf. В исследовании приняли участие 123 наблюдателя, и была получена самая длинная непрерывная кривая блеска этой сверхновой на сегодняшний день, что подчеркивает значительный вклад гражданской науки в развитие астрономических исследований. (Замысел художника.)

Объединяя усилия профессиональных и гражданских ученых, изучение космических катаклизмов расширяет наше понимание необычных явлений Вселенной.

В беспрецедентном достижении гражданские ученые установили новый рекорд для Института SETI и Unistellar, установив наибольшее количество наблюдателей, предоставивших данные об одном событии. Астрономы-любители, участвующие в программе Cosmic Cataclysms Института SETI и Unistellar, провели новаторское наблюдение за сверхновой (SN) 2023ixf. Наблюдения, которые начались всего через час после первого известного появления сверхновой, позволили получить самую длинную непрерывную кривую блеска этой сверхновой, собранную гражданскими учеными, которая была опубликована на сегодняшний день. В сборе данных участвовали 123 наблюдателя и использовался eVscope Unistellar, при этом наблюдения должны продолжаться до тех пор, пока сверхновая не перестанет быть видимой, вероятно, где-то в августе. Это достижение подчеркивает значительный вклад гражданских ученых в развитие астрономических исследований.

Галактика Вертушка

Изображение галактики Вертушка. Кредит: Майкл Каннингем

«Это действительно невероятно, на что способна эта сеть гражданской науки», — сказала Лорен Сгро, которая руководила исследованием вместе с Томом Эспозито. Эти двое являются частью группы исследователей Института SETI под руководством Франка Марчиса, старшего астронома Института SETI, главного научного сотрудника и соучредителя Unistellar. «Это была самая близкая сверхновая за последнее десятилетие, и наблюдатели в полной мере воспользовались этим особым случаем. Они как можно скорее прыгнули в цель и продолжили наблюдение, что позволило нам увидеть весь потенциал этой программы».

Кривая блеска сверхновой SN 2023ixf SETI Unistellar

Кривая блеска сверхновой SN 2023ixf с использованием данных, полученных астрономами Института SETI / Unistellar, показывает, как яркость сверхновой менялась со временем. Обнаружения сверхновой показаны закрашенными кружками, а наблюдения, которые не обнаружили сверхновую, но выявили предел ее яркости, показаны незаштрихованными треугольниками. На вставке показаны первые 1,5 дня наблюдений, проведенных гражданской научной сетью. Подгонка модели показана белой линией. Предоставлено: Unistellar/Институт SETI.

Исследовательская заметка, опубликованная в Research Notes of the American Astronomical Society, показала, что в течение 35 дней 252 наблюдения с 115 телескопов зафиксировали возрастающую яркость сверхновой, за которой последовало ее постепенное снижение. Этот обширный набор данных дает ценную информацию о поведении этой сверхновой благодаря совместным усилиям преданных своему делу астрономов-любителей.

Вспышка сверхновой (SN) 2023ixf произошла в галактике Вертушка, спиральной галактике, расположенной примерно в 21 миллионе световых лет от Земли. Это взрывное событие было впервые обнаружено 19 мая 2023 года японским астрономом-любителем Коити Итагаки, хотя другие наблюдения показывают, что оно впервые появилось 18 мая. Астрономы полагают, что взрыв, вероятно, привел к образованию нейтронная звездаотмечая последнюю стадию эволюции звезды, которая стала сверхновой.

Карта Unistellar Observers Института SETI

Местонахождение наблюдателей Института SETI/Unistellar, предоставивших данные о SN 2023ixf. Предоставлено: Unistellar/Институт SETI.

Гражданская научная кампания является частью научной программы «Космические катаклизмы», совместно проводимой Институтом SETI и Unistellar. Эта программа, финансируемая Фондом Ричарда Лаунсбери и Фондом Гордона и Бетти Мур, позволяет гражданским астрономам участвовать в изучении катаклизмов, таких как сверхновые звезды и гамма-всплески. Используя недавно разработанную систему предупреждений, программа позволяет наблюдателям получать уведомления в режиме реального времени при обнаружении интересующих объектов, обеспечивая быстрое начало кампаний наблюдения. Анализируя увеличение яркости и последующее затухание катаклизмов, гражданские астрономы помогают исследователям разгадывать важные детали об объекте-прародителе и окружающем межзвездном материале.

Забегая вперед, сеть гражданских астрономов Unistellar продолжит свои усилия, сотрудничая с другими командами для исследования подобных переходных событий, когда в следующем году начнет работу обсерватория Веры С. Рубин в Чили. Объединив усилия профессиональных и гражданских ученых, изучение космических катаклизмов достигает новых высот, расширяя наше понимание необычных явлений Вселенной.

Ссылка: «Фотометрия сверхновой звезды II типа SN 2023ixf с использованием всемирной сети гражданской науки», Лорен А. Сгро, Томас М. Эспозито, Гийом Блаклар, Себастьян Гомес, Франк Марчис, Алексей В. Филиппенко, Дэниел О’Коннер Пелузо, Стивен С. Лоуренс, Аад Вервен, Андреас Вагнер, Анушка Нарди, Барбара Виарт, Бенджамин Мирвальд, Билл Кристенсен , Боб Эрамиа, Брюс Паркер, Бруно Гийе, Бьюнгки Ким, Челси А. Логан, Кристофер К. М. Киба, Кристофер Тулмин, Клаудио Г. Вантаджиато, Дана Адхис, Дэйв Гэри, Дэйв Гуди, Дэвид Дикинсон, Дэвид Костер, Дэви Мартин, Элиуд Бонилья, Эннер Чанг, Эрик Мини, Фабрис Мортекрет, Фади Саиби, Франсуа О. Ганьон, Франуа Симар, Гэри Вакон, Жорж Симар, Геррит Дрейз, Хироми Фунакоши, Джанет Вакон, Джеймс Яниз, Жан-Шарль Ле Тарнек, Жан-Мари Ложье, Дженнифер Л.В. Сайдерс, Джим Свейцер, Иржи Дворачек, Джон Арчер, Джон Дейц, Джон К. Брэдли, Кейити Фукуи, Кендра Сиббернсен, Кевин Боррот, Кевин Кросс, Кевин Хайдер, Коити Яма Гучи, Леа А. Хирш, Люба Леру, Марио Биллиани, Маркус Лорбер, Мартин Дж. Смоллен, Масао Симидзу, Масаёси Нисимура, Мэтью Рино, Майкл Каннингем, Майкл Ганьон, Майкл Примм, Майкл Раштон, Майкл Сиббернсен, Майк Митчелл, Нил Йоблонски, Ниниан Леру, Оливье Клеже, Озрен Стоянович, Патрис Unique, Патрик Хут, Раймунд Джон Анг, Режис Сантони, Роберт Фостер, Роберто Поджиали, Руйи Сюй, Рюичи Кукита, Саня Щепанович, Софи Сайби, Стефан Уилл, Стефан Латур, Стивен Хейторнтуэйт, Сильвен Кадье, Торальф Мюллер, Цзе Ян Чунг, Йошия Ватанабе и Иван Арно, 2 июля 023, Исследовательские заметки AAS.
DOI: 10.3847/2515-5172/ace41f