ДомойНаукаВ тени Рима: древняя ДНК меняет историю Балкан

В тени Рима: древняя ДНК меняет историю Балкан

Комплексный анализ ДНК балканского населения с 1 по 1000 г. н.э. бросает вызов предполагаемому римскому влиянию и не выявляет никаких итальянских генетических черт. Вместо этого исследование обнаруживает значительное происхождение из Западной Анатолии, Европы и Понтийско-Казахской степи, а также заметную славянскую миграцию, формирующую современную балканскую генетику. Фото: SciTechDaily.com

Новаторское исследование опровергает предыдущие предположения о римском влиянии на Балканах, показывая разнообразное генетическое наследие, в первую очередь находящееся под влиянием славянских миграций, а не итальянского происхождения.

Несмотря на обширное военное и культурное влияние Римской империи на близлежащий Балканский полуостров, ДНК Анализ людей, живших в регионе между 1 и 1000 годами нашей эры, не выявил генетических свидетельств итальянского происхождения железного века. Вместо этого исследование, опубликованное 7 декабря в журнале Клетка выявили последовательные волны миграций из Западной Анатолии, Центральной и Северной Европы, а также Понтийско-Казахской степи во время правления Империи.

Влияние славянской миграции

Начиная с 7-го века н. э. (что совпало с падением Западной Римской империи), большое количество людей эмигрировало из Восточной Европы, что, вероятно, связано с прибытием славяноязычного населения, в результате чего современные жители Балкан имели 30% — У современных балканских народов 60% славянского происхождения.

Череп человека восточноафриканского происхождения, найденный в Виминациуме, с масляной лампой с изображением орла, найденной в его могиле. Фото: Миодраг (Майк) Грбич.

«Мы обнаружили этот генетический сигнал славянской миграции по всем Балканам», — говорит старший автор и специалист по палеогеномике Карлес Лалуэса-Фокс из Института эволюционной биологии (IBE:CSIC-Universitat Pompeu Fabra) и Museu de Ciències Naturals de Barcelona. «Это может иметь важные социальные и политические последствия, учитывая, что Балканы имеют долгую историю конфликтов, связанных с их воспринимаемой идентичностью».

Большинство исследований древней ДНК сосредоточены на предыстории — до появления письменных источников — но методы древней ДНК также могут дать представление о более поздних исторических периодах, особенно если они используются в сочетании с исторической и археологической информацией.

Древняя ДНК: окно в историю

«Древняя ДНК может дать много информации об исторических периодах, особенно в регионах, где исторические источники скудны или когда мы не знаем, являются ли источники предвзятыми или нет», — говорит первый автор и популяционный генетик Иньиго Олальде из Баскского университета. Страна (УПВ/ЕГУ). «Например, большинство исторических источников с Балкан написаны со стороны римлян, потому что славянский народ в то время не писал».

На этой фотографии изображен мавзолей Виминациум. Фото: Карлес Лалуэса-Фос.

Изучение демографической истории Балкан

Предыдущие исследования изучали происхождение людей, живших в Италии и Англии во время и после падения Римской империи, но мало что известно о демографии и происхождении Балкан в это время. «Этот регион был одной из дальних границ Римской империи, что делает его интересным для изучения, потому что это явно место, где можно было ожидать, что люди вступят в контакт с людьми из-за пределов Империи, поэтому вы можете проверить такие вещи, как глобализация. », — говорит Олальде.

Чтобы изучить историю населения Балкан и изучить влияние взлета и падения Римской империи, исследователи извлекли ДНК из 136 древних людей, раскопанных в 20 различных местах на Балканах, определенных как регион, ограниченный Адриатическим морем и Центральным Средиземноморьем. , Эгейское море, средний и нижний Дунай и реки Сава. Эти места включали крупные римские города, военные крепости и небольшие сельские поселки. Команда сосредоточилась на трех периодах: во время расширения и расцвета Римской империи (1–250 г. н.э.), в поздний имперский период (около 250–550 г. н.э.) и после распада Западной империи (550–1000 г. н.э.).

Методология и удивительные открытия

Чтобы обеспечить культурный и исторический контекст генетических данных, команда сотрудничала с местными археологами и историками. Для каждой могилы они задокументировали тип захоронения, а также любые предметы, захороненные рядом с людьми, такие как монеты, украшения, керамика, инструменты и оружие. Исследователи также использовали радиоуглеродное датирование, чтобы подтвердить возраст древних людей, которым было 38 лет, что позволило получить изотопные данные, которые позволяют лучше понять рацион этих людей.

На этой фотографии изображен римский акведук, который снабжал водой Виминациум, большой римский город. Фото: Карлес Лалуэса-Фос.

Исследователи были удивлены, не обнаружив никаких доказательств итальянского происхождения железного века у балканского населения в период расцвета Римской империи. Вместо этого они показали, что в тот период наблюдался приток людей из Западной Анатолии, другой части Римской империи. Они также нашли свидетельства индивидуальной миграции на Балканы как внутри, так и за пределами Римской империи. Примечательно, что 16-летний мужчина, которого раскопали в некрополе в большом римском городе, имел 100% восточноафриканское происхождение. Человек был похоронен с масляной лампой, изображающей Юпитер— связана с иконографией орла, но изотопный анализ его зубов показал, что в детстве он потреблял морские источники белка и, следовательно, вероятно, вырос в отдаленном месте.

«Это был единственный полноценный восточноафриканский человек, которого мы анализировали, и он также явно выделялся в отношении диеты по сравнению с остальными особями, похороненными в том же некрополе, что говорит нам о том, что этот человек явно вырос за пределами границ». Римской империи», — говорит Лалуэса-Фокс.

Поздний имперский период и славянское влияние

В поздний имперский период, между 250 и 550 годами нашей эры, исследователи обнаружили мигрантов смешанного происхождения из Северной Европы и Понтийско-Казахской степи. «Мы обнаружили, что эти два предка — центрально/североевропейский и сарматско-скифский — имели тенденцию объединяться, что позволяет предположить, что они, вероятно, были многоэтническими конфедерациями переселившихся людей», — говорит старший автор и популяционный генетик Дэвид Райх из Гарварда. Университет.

Однако эти источники происхождения исчезли после 700 г. н.э. С 600 г. н.э., вскоре после падения Западной Римской империи, произошел крупный приток людей из Восточной Европы. После 700 г. н.э. люди на Балканах имели очень похожий предковый состав с современными группами в регионе, что позволяет предположить, что эти миграции привели к последнему крупному демографическому сдвигу в этом районе. Эти миграции совпадают с зарегистрированными славянскими миграциями, но анализ ДНК дает представление о масштабах этих миграций, которое невозможно почерпнуть из исторических источников.

Будущие направления и улучшения обучения

«Были споры о том, насколько влиятельными были эти миграции и в какой степени распространение славянского языка происходило в основном за счет культурных влияний или перемещений людей, но наше исследование показывает, что эти миграции имели глубокий демографический эффект», — говорит Райх. «Более половины предков большинства народов на Балканах сегодня происходят от славянских миграций, причем около трети славянского происхождения даже в таких странах, как Греция, где сегодня не говорят на славянских языках».

Команда уже планирует так называемую «вторую версию» исследования, в которой будут использованы преимущества древних технологий ДНК. «Теперь мы можем секвенировать сотни людей с одного и того же сайта, поэтому мы можем перейти на другой уровень разрешения и начать лучше понимать социальные взаимодействия и родство между разными людьми», — говорит Олальде.

Ссылки: «Генетическая история Балкан от римской границы до славянских миграций» Иньиго Олальде, Пабло Каррион, Илия Микич, Надин Роланд, Свапан Маллик, Иосиф Лазаридис, Мэтью Мах, Миомир Корач, Снежана Голубович, София Петкович, Наташа Миладинович. Радмилович, Драгана Вулович, Тимка Алиходжич, Эбигейл Эш, Мириам Баэта, Юрай Бартик, Желька Бедич, Майя Билич, Клайв Бонсолл, Майя Бунчич, Домагой Бужанич, Марио Карич, Леа Чатай, Мирна Цветко, Иван Дрнич, Анита Дугоньи Ч, Ана Джукич, Ксения Джукич, Зденек Фаркаш, Павол Елинек, Мария Йованович, Ива Кайч, Хрвое Калафатич, Марияна Крмпотич, Синиша Крзнар, Тино Лелекович, Мариан М. де Панкорбо, Винка Матиевич, Бранка Милошевич Закич, Анна Дж. Остерхольц, Джулианна М , Пейдж, Динко Тресич Павичич, Зринка Премужич, Петра Раич Шиканич, Анита Рапан Папеша, Луяна Параман, Мирьяна Санадер, Ивана Радованович, Мирьяна Роксандич, Алена Шефчакова, София Стефанович, Мария Тешлер-Никола, Домагой Тончинич, Брина Загор в) Ким Каллан, Франческа Кандилио, Оливия Чероне, Дэниэл Фернандес, Эшлинг Кернс, Энн Мари Лоусон, Кирстен Мандл, Анна Вагнер, Фатма Залзала, Анна Зеттл, Желько Томанович, Душан Кеккаревич, Марио Новак, Кайл Харпер, Майкл МакКормик, Рон Пинхаси, Миодраг Грбич, Карлес Лалуэза-Фокс и Дэвид Райх, 7 декабря 2023 г., Клетка.
DOI: 10.1016/j.cell.2023.10.018

Это исследование было поддержано Министерством науки и инноваций Испании, Фондом «la Caixa», Советом естественных наук и инженерных исследований Канады, Министерством науки и образования Республики Хорватия, Национальные институты здоровьяФонд Джона Темплтона, Центр открытий Аллена, Семейный фонд Пола Г. Аллена и Медицинский институт Говарда Хьюза.