ДомойКосмосСюрприз Сатурна: НАСА обнаружило на Энцеладе источник жизненной энергии и молекулу

На этой иллюстрации изображен ледяной спутник Сатурна Энцелад со шлейфом частиц льда, водяного пара и органических молекул, который распыляется из разломов в южной полярной области спутника. Фото: НАСА/Лаборатория реактивного движения-Калифорнийский технологический институт.

Исследование фокусируется на данных, которые НАСА‘s Кассини собрались в Сатурнна ледяной луне и находит доказательства наличия ключевого ингредиента для жизни и мощного источника энергии, питающей ее.

Ученым известно, что гигантский шлейф ледяных зерен и водяного пара, извергаемый со спутника Сатурна Энцелада, богат органическими соединениями, некоторые из которых важны для жизни в том виде, в котором мы ее знаем. Теперь ученые, анализирующие данные миссии НАСА «Кассини», пошли еще дальше в доказательствах обитаемости: они нашли убедительное подтверждение существования цианида водорода, молекулы, которая является ключом к происхождению жизни.

Исследователи также обнаружили доказательства того, что океан, который скрывается под ледяной внешней оболочкой Луны и питает шлейф, содержит мощный источник химической энергии. Неизвестный до сих пор источник энергии находится в виде нескольких органических соединений, некоторые из которых на Земле служат топливом для организмов.

Результаты, опубликованные 14 декабря в журнале Природа Астрономия, указывают на то, что внутри этой крошечной луны может быть гораздо больше химической энергии, чем считалось ранее. Чем больше энергии доступно, тем больше вероятность того, что жизнь сможет размножаться и поддерживаться.

Вода из подземного океана спутника Сатурна Энцелада выливается из огромных трещин в космос. Космический корабль НАСА «Кассини», который сделал это изображение в 2010 году, взял образцы ледяных частиц, и ученые продолжают делать новые открытия на основе этих данных. Авторы и права: НАСА/Лаборатория реактивного движения-Калифорнийский технологический институт/Институт космических наук.

«Наша работа предоставляет дополнительные доказательства того, что на Энцеладе находятся некоторые из наиболее важных молекул, как для создания строительных блоков жизни, так и для поддержания этой жизни посредством метаболических реакций», — сказал ведущий автор Джона Питер, докторант Гарвардского университета, который много выполнил исследований во время работы в Лаборатории реактивного движения НАСА в Южной Калифорнии. «Мало того, что Энцелад, похоже, отвечает основным требованиям для обитаемости, теперь у нас есть представление о том, как там могут образовываться сложные биомолекулы и какие химические пути могут в этом участвовать».

Универсальный и энергичный

«Открытие цианистого водорода было особенно захватывающим, поскольку оно является отправной точкой для большинства теорий происхождения жизни», — сказал Питер. Жизнь, какой мы ее знаем, требует строительных блоков, таких как аминокислоты, а цианистый водород — одна из наиболее важных и универсальных молекул, необходимых для образования аминокислот. Поскольку его молекулы могут быть сложены вместе разными способами, авторы исследования называют цианистый водород «швейцарским армейским ножом аминокислот». кислота предшественники.

«Чем больше мы пытались найти дыры в наших результатах, проверяя альтернативные модели, — добавил Питер, — тем убедительнее становились доказательства. В конце концов стало ясно, что невозможно подобрать состав шлейфа без включения цианида водорода».

Космический корабль НАСА Кассини сделал это изображение отражающего Энцелада, видимого в центре, когда он вращается вокруг Сатурна. Также на снимке 2007 года видны еще две луны: Пандора, яркое пятнышко, парящее возле колец, и Мимас, внизу справа. Авторы и права: НАСА/Лаборатория реактивного движения/Институт космических наук.

В 2017 году ученые нашли на Энцеладе доказательства химии, которая могла бы помочь поддерживать жизнь, если она есть, в ее океане. Комбинация углекислого газа, метана и водорода в шлейфе наводила на мысль о метаногенезе — метаболическом процессе, в результате которого образуется метан. Метаногенез широко распространен на Земле и, возможно, имел решающее значение для возникновения жизни на нашей планете.

Новая работа раскрывает доказательства существования дополнительных химических источников энергии, гораздо более мощных и разнообразных, чем производство метана: авторы обнаружили множество окисленных органических соединений, что указывает ученым на то, что существует множество химических путей потенциального поддержания жизни в недрах Энцелада. океан. Это потому, что окисление способствует высвобождению химической энергии.

«Если с точки зрения энергии метаногенез подобен маленькой часовой батарейке, то наши результаты показывают, что океан Энцелада может предложить нечто более похожее на автомобильный аккумулятор, способный обеспечить большое количество энергии любой жизни, которая может присутствовать», сказал Лаборатория реактивного движенияКевин Хэнд, соавтор исследования и главный исследователь усилий, которые привели к новым результатам.

Математика – это путь

В отличие от более ранних исследований, в которых использовались лабораторные эксперименты и геохимическое моделирование для воспроизведения условий, обнаруженных Кассини на Энцеладе, авторы новой работы полагались на подробный статистический анализ. Они изучили данные, собранные Кассини. ионный и нейтральный масс-спектрометркоторый изучал газ, ионы и ледяные зерна вокруг Сатурна.

Количественно оценив объем информации, содержащейся в данных, авторы смогли выявить тонкие различия в том, насколько хорошо разные химические соединения объясняют сигнал Кассини.

«Существует множество потенциальных частей головоломки, которые можно соединить вместе, пытаясь сопоставить наблюдаемые данные», — сказал Питер. «Мы использовали математическое и статистическое моделирование, чтобы выяснить, какая комбинация частей головоломки лучше всего соответствует составу шлейфа и максимально эффективно использует данные, не допуская чрезмерной интерпретации ограниченного набора данных».

Ученые еще далеки от ответа на вопрос, могла ли жизнь зародиться на Энцеладе. Но, как отметил Питер, новая работа раскрывает химические пути возникновения жизни, которые можно проверить в лаборатории.

Между тем, миссия Кассини продолжает приносить плоды даже спустя долгое время после того, как выяснилось, что Энцелад является активной луной. В 2017 году миссия завершилась намеренным погружением космического корабля в атмосферу Сатурна. «Наше исследование показывает, что, хотя миссия «Кассини» завершилась, его наблюдения продолжают давать нам новые сведения о Сатурне и его спутниках, включая загадочный Энцелад», — сказал Том Нордхейм, планетолог из Лаборатории реактивного движения, соавтор исследования и член команды Кассини.

Ссылка: «Обнаружение HCN и разнообразной окислительно-восстановительной химии в шлейфе Энцелада», авторы Иона С. Питер, Том А. Нордхейм и Кевин П. Хэнд, 14 декабря 2023 г., Природа Астрономия.
DOI: 10.1038/s41550-023-02160-0

Подробнее о миссии

Миссия Кассини-Гюйгенс была совместным проектом НАСА и ЕКА (Европейское космическое агентство) и Итальянское космическое агентство. Лаборатория реактивного движения, подразделение Калифорнийского технологического института в Пасадене, Калифорния, руководила миссией для Управления космических полетов НАСА в Вашингтоне. Лаборатория реактивного движения спроектировала, разработала и собрала орбитальный аппарат Кассини.