ДомойНаукаДревняя ДНК и палео-GPS: переписывая историю шерстистых мамонтов и американской колонизации

Исследователи проследили перемещения шерстистого мамонта с помощью изотопного профилирования, связав его с населенными пунктами 14 000 лет назад. Исследование выявило обширные путешествия мамонта и его взаимодействие с древними людьми на Аляске, что дает представление о древних отношениях между человеком и мамонтом, а также о более широком влиянии изменения климата и деятельности человека на крупных млекопитающих. Фото: SciTechDaily.com

Международное исследование использовало изотопное профилирование, чтобы связать перемещения шерстистого мамонта с ранними человеческими поселениями, раскрывая понимание взаимодействия человека и мамонта и влияния климата и деятельности человека на крупных млекопитающих.

Представьте себе путешествие во времени, в эпоху шерстистых мамонтов, около 14 000 лет назад. Это удалось сделать команде международных исследователей из Университета Оттавы, Университета Аляски в Фэрбенксе, Университета Макмастера, Университета Адельфи и ученых из числа коренных народов. Использование нового изотопного профилирования высокого разрешения (своего рода «палео-GPS»), им удалось связать точки между кочевками шерстистого мамонта и самыми ранними известными человеческими поселениями на отдаленных просторах восточной Берингии (суша и морская территория между рекой Лена в России и рекой Маккензи в Канаде).

В статье, опубликованной 17 января в Достижения науки, проливает свет на взаимоотношения между мамонтами и ранними сообществами охотников-собирателей в регионе. Благодаря детальному анализу останков и генетических связей мамонта исследователи смогли реконструировать историю жизни и передвижения этого культового мамонта. разновидностьпредоставляя доказательства перекрытия мест обитания мамонтов и людей и возможной роли, которую мамонты сыграли в содействии заселению Америки.

История «Элмаюудже»

В данном исследовании основное внимание уделяется самке шерстистого мамонта «Элмаюуджеех» (Эльма), названной сельским советом Хили-Лейк (Аляска), чьи останки были обнаружены в Суон-Пойнт, самом раннем археологическом памятнике на Аляске. Помимо мамонта, на этом участке также были обнаружены останки молоди и детеныша мамонта, что указывает на присутствие в этом районе стада. Эта находка заинтриговала исследователей и побудила к дальнейшим исследованиям движений и взаимодействий между мамонтами и древними людьми.

«Новые инструменты, разработанные в ходе этого исследования, помогут усилиям по сохранению биоразнообразия, обеспечивая аналог современности». Клеман Батай — доцент кафедры наук о Земле и окружающей среде факультета естественных наук. Предоставлено: Университет Оттавы.

Клеман Батай (доцент кафедры наук о Земле и окружающей среде факультета естественных наук Университета Оттавы), ведущий автор и аспирантка Одри Роу (Университет Аляски в Фэрбенксе) и соавтор Мэтью Вуллер (Университет Аляски в Фэрбенксе) провели исследование подробный изотопный анализ всего бивня Эльмаюуджея. Это позволило им проследить перемещения мамонта на протяжении всей ее жизни.

«Эльма много бродила по самому густонаселенному региону археологических раскопок на Аляске», — говорит Роу. «Это предполагает тесную связь между мамонтами и ранними охотничьими лагерями человека».

Тем временем Хендрик Пойнар и его команда из Университета Макмастера провели генетический анализ останков восьми других мамонтов, найденных в этом регионе. Они определили, что район Суон-Пойнт, вероятно, служил местом встречи как минимум двух близкородственных стад. Это говорит о том, что мамонты имели социальную структуру и демонстрировали стадное поведение.

Разгадка тайны сосуществования человека и мамонта

«Это исследование дает новое представление о том, как люди и мамонты взаимодействовали, когда люди впервые прибыли в Америку», — говорит Батай. «Похоже, что мамонты, которых было много в восточной Берингии и которые были важным источником пищи, привлекли людей в этот район».

Это не первый раз, когда этот метод геолокации используется для отслеживания передвижения мамонта. Команда создала его для изучения 17 000-летнего мужчины по имени Кик, который, в отличие от Эльмы, жил в более холодный период, когда люди еще не прибыли.

Интересно, что Кик и Эльма продемонстрировали очень разное поведение при передвижении. Кик свободно перемещался на большие расстояния по большим долинам и тундровым равнинам, используя обычные основные области, тогда как Эльма, по-прежнему используя аналогичные основные области, перемещалась на более короткие расстояния, сохраняя большую высоту. Это поднимает вопросы о роли человека и изменения климата в влиянии на мобильность этого древнего вида.

Этот метод изотопного профилирования с высоким разрешением может быть применен для раскрытия экологии многих других вымерших видов. В сочетании с генетическим анализом это инновационный способ узнать, как древние виды реагировали на изменение климата и давление со стороны человека, и что в конечном итоге привело к их исчезновению.

Проливая свет на экологию и образ жизни мамонтов, а также на долгосрочное взаимодействие мамонтов с изменением климата и людьми, исследование может помочь нам предсказать, как животные будут реагировать на климат и человеческое давление в будущем. «Новые инструменты, разработанные в ходе этого исследования, наряду с пониманием экологии вымерших видов, помогут в усилиях по сохранению биоразнообразия, обеспечивая аналог современности, когда многие крупные млекопитающие находятся под угрозой исчезновения из-за антропогенных и климатических возмущений. — говорит Батай.

Ссылка: «Жизнь самки шерстистого мамонта заканчивается в древнем лагере охотников-собирателей на Аляске» Одри Г. Роу, Клемент П. Батай, Сина Балека, Эвелинн А. Комбс, Барбара А. Красс, Дэниел К. Фишер, Самбит Гош , Чарльз Э. Холмс, Кэтрин Э. Красински, Франсуа Ланоэ, Тайлер Дж. Мерчи, Хендрик Пойнар, Бен Поттер, Джеффри Т. Расич, Джошуа Ройтер, Джерад М. Смит, Карен Дж. Спалета, Брайан Т. Уайгал и Мэтью Дж. Вуллер, 17 января 2024 г., Достижения науки.
DOI: 10.1126/sciadv.adk0818.

Это исследование частично финансировалось программой NSERC Discovery Grants.