ДомойЗдоровьеГолландские ученые обнаружили пять биологических вариантов болезни Альцгеймера

Голландские ученые обнаружили пять биологических вариантов болезни Альцгеймера

Голландские исследователи обнаружили пять различных биологических вариантов болезни Альцгеймера, что требует индивидуального подхода к лечению. Их исследование подчеркивает важность разработки специфичных для варианта лекарств для повышения эффективности и безопасности лечения болезни Альцгеймера.

Исследования амстердамского UMC могут сыграть решающую роль в оценке будущих лекарств.

Исследователи из Нидерландов выявили пять биологических вариантов болезнь Альцгеймера заболевание, которое может потребовать различного лечения. Следовательно, лекарства, протестированные ранее, могли показаться неэффективными или лишь незначительно эффективными. К такому выводу пришли Бетти Таймс и ее команда из Амстердамского центра борьбы с болезнью Альцгеймера, Амстердамского университета (UMC) и Маастрихтского университета. Их исследование было недавно опубликовано в журнале Природное старение.

У людей с болезнью Альцгеймера белки амилоида и тау скапливаются в мозгу. В дополнение к этим скоплениям также задействованы другие биологические процессы, такие как воспаление и рост нервных клеток. Используя новые методы, исследователи смогли измерить и другие процессы в спинномозговой жидкости пациентов с скоплениями амилоида и тау.

Выводы

Бетти Таймс и Питер Йелле Виссер исследовали 1058 белков в спинномозговой жидкости 419 человек с болезнью Альцгеймера. Они обнаружили, что в этой группе существует пять биологических вариантов. Первый вариант характеризуется повышенной продукцией амилоида. При втором типе нарушается гематоэнцефалический барьер, снижается выработка амилоида и замедляется рост нервных клеток. Кроме того, варианты различаются по степени синтеза белка, функционированию иммунной системы и функционированию органа, вырабатывающего спинномозговую жидкость. У пациентов с разными вариантами болезни Альцгеймера также наблюдались различия в других аспектах заболевания. Например, исследователи обнаружили более быстрое течение заболевания в определенных подгруппах.

Полученные результаты имеют большое значение для исследований лекарственных средств. Это означает, что препарат может работать только при одном варианте болезни Альцгеймера. Например, лекарство, ингибирующее выработку амилоида, может работать в варианте с повышенным выработкой амилоида, но может быть вредным в варианте с пониженным выработкой амилоида. Также возможно, что пациенты с одним вариантом имеют более высокий риск побочных эффектов, тогда как при других вариантах этот риск намного ниже. Следующий шаг исследовательской группы — показать, что варианты болезни Альцгеймера действительно по-разному реагируют на лекарства, чтобы в будущем мы могли лечить каждого соответствующими лекарствами.

Ссылка: «Протеомика спинномозговой жидкости у пациентов с болезнью Альцгеймера выявляет пять молекулярных подтипов с различными генетическими профилями риска», Бетти М. Теймс, Эллен М. Вромен, Олав Мьяваттен, Хенне Хольстеге, Лианна М. Реус, Свен ван дер Ли, Кирстен Э.Дж. Везенхаген, Луиджи Лоренцини, Лиза Вермунт, Викрам Венкатрагаван, Никколо Тези, Йори Томассен, Анук ден Брабер, Джули Гуссенс, Юджин Ванмехелен, Фредерик Баркхоф, Иоланда А.Л. Пейненбург, Виезе М. ван дер Флиер, Шарлотта Э. Теуниссен, Фроде С. Бервен и Питер Йелле Виссер, 9 января 2024 г., Природное старение.
DOI: 10.1038/s43587-023-00550-7