Понедельник, 4 марта, 2024
ДомойКосмосСтолкновение неизбежно: гонка за отслеживанием курса столкновения астероида 2024 BX1 с Землей

Открытие ветераном-охотником за астероидами Сарнецки приближающегося астероида привело к скоординированной глобальной реакции, кульминацией которой стало успешное наблюдение за падением астероида 2024 BX1 недалеко от Берлина. Это событие подчеркивает прогресс в технологии космического мониторинга и ценность международного сотрудничества. Фото: SciTechDaily.com

• 20 января 2024 года астроном Кристиан Сарнецкий обнаружил астероид, приближающийся к Земле.
  • Всего несколько часов спустя он врезался в атмосферу нашей планеты в 50 км к западу от Берлина, образовав потрясающий огненный шар.
  • Названный «2024 BX1», это всего лишь восьмой астероид, обнаруженный человечеством до столкновения, и третий, обнаруженный Сарнецки.

Открытие астероида 2024 BX1

В субботу, 20 января, в 22:48 по центральноевропейскому времени опытный охотник за астероидами Шарнецкий обнаружил новый астероид с помощью 60-сантиметрового телескопа Шмидта на горной станции Пискестетё, входящей в состав обсерватории Конколи в Венгрии.

Он немедленно отправил свои данные о траектории астероида в Центр малых планетно с помощью всего трех первоначальных наблюдений было невозможно точно узнать, находится ли он на пути к столкновению с Землей.

Однако Шарнецкий продолжил отслеживать астероид и всего через несколько минут поделился еще четырьмя наблюдениями, которые четко указывали на 100-процентную вероятность неминуемого столкновения.

Окончательное обнаружение астероида 2024 BX1 (первоначально известного до столкновения как Sar2736), полученное Лукой Буззи из обсерватории Скиапарелли в Италии. Экспозиция началась в 00:24:55 UTC 20 января 2024 года. Астероид движется от центра изображения к верху и начинает исчезать из поля зрения, когда входит в тень Земли. Фото: Л. Буцци, Обсерватория Г. В. Скиапарелли.

Глобальный ответ и влияние

Автоматические системы мониторинга столкновений по всему миру, в том числе «Сурикат» ЕКА, отреагировали на эти новые данные и начали действовать, отправив предупреждение астрономам и экспертам по астероидам.

Сарнецкий продолжал делать и сообщать о своих наблюдениях, и вскоре к нему присоединились другие жители Европы. Более десятка обсерваторий обратили свои взоры на приближающийся объект. С их помощью вскоре стало ясно, что небольшой астероид размером примерно один метр упадет на Землю менее чем за два часа примерно в 50 км к западу от Берлина, Германия.

Прогнозируемое место и время столкновения, рассчитанное системой оповещения о неизбежном столкновении ЕКА «Сурикат» после первых 14 наблюдений объекта Sar2736 (позже получившего обозначение астероид 2024 BX1). Meerkat обновляет оценки каждый раз, когда получает новые наблюдения. Авторы и права: ЕКА, CC BY-SA 3.0 IGO.

Астероиды такого размера падают на Землю в среднем каждые пару недель. Они не представляют значительной опасности, и большинство из них никогда не обнаруживаются. Но они могут помочь нам понять, сколько существует небольших астероидов, и мы можем изучить производимые ими огненные шары, чтобы определить, из чего они состоят – если мы поймаем их на камеру.

К счастью, большие астероиды диаметром в несколько километров гораздо легче обнаружить, и они относительно редки. Подавляющее большинство околоземных астероидов, которые могли бы нанести разрушительный ущерб, если бы они столкнулись с нашей планетой, уже были обнаружены, и мы не знаем ни одного из них, которые могли бы столкнуться с нашей планетой в течение, по крайней мере, следующих ста лет.

Космический корабль ЕКА Gaia нанес на карту более 150 000 орбит астероидов. Авторы и права: ESA/Gaia/DPAC, CC BY-SA 3.0 IGO. Благодарности: Стефан Джордан, Тони Сагриста, Паоло Танга; Gaia Sky (разработчик Тони Сагриста); Данные Gaia DR3 (https://www.archives.esac.esa.int/gaia)

Событие и его значение

Когда вечер субботы сменился утром воскресенья, астрономы продолжали отслеживать астероид 2024 BX1 до тех пор, пока в 01:25 по центральноевропейскому времени он не вошел в тень Земли и не исчез из поля зрения.

Наблюдатели затаили дыхание, но ждать долго не пришлось. Всего несколько минут спустя, в 01:32 по центральноевропейскому времени, 2024 BX1 врезался в атмосферу Земли и прожег взрывную полосу в ночном небе. Многие люди в районе Берлина и по всей Центральной Европе смогли стать свидетелями огненного шара, а нескольким людям и автоматическим системам камер даже удалось его зафиксировать.

Поздним вечером 20 января 2024 года астроном Кристиан Сарнецкий обнаружил астероид, приближающийся к Земле. Всего несколько часов спустя он врезался в атмосферу нашей планеты в 50 км к западу от Берлина, образовав этот потрясающий огненный шар в 01:32 по центральноевропейскому времени в воскресенье, 21 января. Позже получивший название 2024 BX1, это всего лишь восьмой астероид, обнаруженный человечеством до столкновения. Благодаря быстрому реагированию и обмену информацией от земных сообществ астероидов и огненных шаров, в том числе от Координационного центра объектов, сближающихся с Землей ЕКА, многие люди смогли увидеть и записать это впечатляющее зрелище, несмотря на то, что оно произошло всего за несколько часов и в середине ночь. Это видео было снято сетью AllSky7. Фото: ALLSKY7 / Сирко Молау — AMS16 Ketzuer

До столкновения с атмосферой Земли было обнаружено только восемь астероидов. Первое из этих открытий произошло в 2008 году, а четыре были обнаружены только за последние два года. Поскольку способность человечества обнаруживать меньшие космические объекты продолжает улучшаться, это число, вероятно, вырастет в геометрической прогрессии в ближайшие годы.

За три часа между обнаружением и столкновением в Центр малых планет было отправлено около 180 наблюдений, в том числе данные Координационного центра околоземных объектов ЕКА, полученные с Тенерифе, Испания.

Визуализация траектории и падения астероида 2024 BX1 21 января 2024 года, созданная с помощью инструмента визуализации Flyby Центра координации объектов, сближающихся с Землей ЕКА. Авторы и права: ЕКА, CC BY-SA 3.0 IGO.

Благодаря быстрому реагированию и обмену информацией с сообществами астероидов и огненных шаров Земли, многие люди смогли увидеть и записать это впечатляющее зрелище, несмотря на то, что оно произошло всего за несколько часов и посреди ночи.

Сейчас ведется охота за любыми потенциальными метеоритами, которые пережили огненное путешествие через атмосферу и добрались до Земли.

Дополнительную информацию об этой истории см. в разделе «Небольшой астероид, обнаруженный на пути к неизбежному столкновению с Землей».