Вторник, 27 февраля, 2024
ДомойНаукаУслышав прошлое: психоакустика раскрывает тайны древнегреческого святилища

Услышав прошлое: психоакустика раскрывает тайны древнегреческого святилища

- Advertisement -

Раскопанное здание с полукруглой внутренней каменной стеной, динамик расположен в центре изгиба. Кредит: Памела Джордан

Изучение движения звука на археологических объектах может дать ценную информацию о структуре и организации древних обществ.

До недавнего времени археологи полагались в первую очередь на визуальные наблюдения за древними руинами, чтобы раскрыть исторические тайны. Однако недавние достижения привели к появлению новых методов, позволяющих исследователям использовать различные органы чувств для более разнообразного исследования этих археологических памятников.

Одним из таких методов является «психоакустика», которая изучает, как люди воспринимают звуки. В недавнем исследовании, опубликованном в журнале Открытая археология, Памела Джордан из Амстердамского университета использовала эту технику, чтобы лучше понять, как древние посетители могли использовать древнегреческое святилище.

Запись того, как звуки взаимодействуют между различными структурами, может дать представление о том, для чего они были созданы и какие действия могли происходить в окружающей их местности. «Если вы используете звук в качестве основного кадра […] вы по своей сути начинаете с места соединения и места взаимосвязи между частями сайта», — сказал Джордан.

Полевые помощники устанавливают громкоговоритель и устройства метеорологического тестирования у южного входа в туннель, ведущий на ипподром. Кредит: Памела Джордан

В своем исследовании Джордан и ее команда использовали психоакустику в древнем святилище Зевса на горе Ликайон в Греции, примерно в 160 километрах от Афин. В течение четырех сессий записи в период с 2015 по 2022 год они воспроизводили заранее записанные звуки, от белого шума до речей, в разных точках площадки. Эти звуки были записаны в другом месте на объекте с использованием двух микрофонов, расположенных близко друг к другу, чтобы имитировать человеческие уши (так называемая бинауральная запись). Затем цифровые инструменты помогли оценить частоту и четкость звука, «слышимые» в разных точках.

Всего только за 2022 год было сделано более 1600 записей, что позволило исследовательской группе проанализировать десятки звуковых взаимосвязей в разных точках святилища.

Выводы и последствия

Например, Джордан отметил, что другие археологи предположили, что звуки ипподрома можно легко услышать со склона холма на западе. Следуя этой рекомендации, их записи показали, что поверхность ипподрома действительно отражала звук как для зрителей на ипподроме, так и для тех, кто мог собраться на склоне холма.

Это означает, что склон холма мог служить важным местом для наблюдения. Интересно, что переключение положения динамиков и микрофонов показало, что на ипподроме также отчетливо слышен звук со склона холма. «Это было бы важно, если бы это место действительно использовалось зрителями», — пояснил Джордан.

Вид с высоты птичьего полета на Святилище Зевса с очертаниями застроенных остатков (белым текстом обозначены нижние компоненты святилища). Точки записи показаны красным. Кредит: Памела Джордан

«Наблюдение в то время в ритуальном контексте было очень активным; это был обмен мнениями со спортсменами и людьми, которые на самом деле проводили ритуал», — сказала она. «Поэтому им нужен был вклад толпы как часть этих взаимных отношений».

Они также измеряли звук в меньших масштабах. Развалины полукруглого здания показали, что оно, вероятно, усиливало движения человека в этом районе, создавая уникальную «повышенную звуковую среду» в святилище.

«Полукруглые формы в эллинистической архитектуре редки, но они встречаются», — сказал Джордан. «Их часто можно найти в святилище как место для жертвоприношений, поэтому оно могло быть посвящено конкретному дарителю или конкретному божеству — это вполне возможно».

Осторожность и перспективы на будущее

Однако Джордан посоветовал не делать слишком много выводов из столь ранних результатов. До сих пор недостаточно доказательств того, что обнаруженные ими звуковые эффекты были преднамеренными. Даже если бы это было так, наша современная интерпретация этих звуков может отличаться от интерпретации древних греков, живших там.

«Когда у вас есть инструмент и набор данных для обоснования вашего опыта как объективного, очень легко подумать, что это был опыт, который также имел древняя группа людей», — сказал Джордан. «Он не принимает во внимание множество других факторов, о которых мы лишь слегка коснулись с точки зрения культурных ассоциаций». Например, отметила она, мы не знаем, испытывали ли те, кто слышал гром в святилище, трепет или страх.

Джордан надеется, что в ближайшие годы этот метод станет более популярным, и хотела бы в будущем распространить свои психоакустические исследования на другие места. Она надеется, что этот метод может расширить возможности археологов в интерпретации древних памятников.

«Это открывает доступ к этим местам для людей, которые не обязательно зависят от зрения», — сказала она. «В результате это открывает всем нам возможность не зависеть от зрения при интерпретации исторической ценности».

Ссылка: «Использование психоакустики в сенсорной археологии: события в древнем святилище Зевса на горе Ликайон», Памела Джордан, 7 ноября 2023 г., Открытая археология.
DOI: 10.1515/opar-2022-0329

Исследование финансировалось Фондом Веннера-Грена, Фондом HEAD-Genuit, Голландским исследовательским советом (NWO) и Фондом Александра фон Гумбольдта.

Исходная ссылка

- Advertisement -

Популярное по теме