ДомойБиологияПутешествия шерстистого мамонта, жившего более 14 000 лет назад, зафиксированные исследователями

Инновационное исследование шерстистого мамонта по имени Эльмаюуджее показало ее обширные путешествия более 14 000 лет назад по северо-западу Канады и Аляски, что позволило получить представление о поведении мамонта, социальных структурах и взаимодействии с древними людьми. Фото: SciTechDaily.com

Исследование шерстистого мамонта возрастом 14 000 лет раскрывает модели его миграции, взаимодействие с древними людьми и вклад в понимание жизни и вымирания мамонтов.

Международная группа исследователей из Университета Макмастера, Университета Аляски в Фэрбенксе и Университета Оттавы отследила и задокументировала перемещения и генетические связи самки шерстистого мамонта, бродившей по земле более 14 000 лет назад.

За свою жизнь она проехала сотни километров через северо-западную Канаду и Аляску, которая закончилась, когда она встретила первых людей, пересекших Берингов мост.

Последние оставшиеся шерстистые мамонты жили рядом с первыми народами региона по крайней мере 1000 лет, но мало что известно о том, как мамонты перемещались по ландшафту, все более заселенному людьми, и сделали ли эти перемещения более уязвимыми для охоты.

Сина Белека, научный сотрудник Центра древней ДНК Макмастера и соавтор исследования, изучает образец. Фото: Сидни Рот/Университет Макмастера.

Археологические находки и генетический анализ

Мамонт в центре этого исследования по имени Эльмаюужейе Советом деревни Хили-Лейк, был обнаружен в Суон-Пойнт, самом раннем археологическом памятнике на Аляске, где также содержались останки подростка и детеныша мамонта. Останки мамонта также были найдены на трех других археологических объектах в пределах 10 км от Суон-Пойнт.

Исследователи провели подробный изотопный анализ всего бивня и генетический анализ останков многих других отдельных мамонтов, чтобы собрать воедино движения и отношения их субъектов с другими мамонтами на том же месте и поблизости. Они определили, что район Суон-Пойнт, вероятно, был местом встречи как минимум двух близкородственных, но разных матриархальных стад.

Результаты опубликованы 17 января в журнале Достижения науки.

«Это увлекательная история, показывающая сложность жизни и поведения мамонтов, о которых у нас очень мало понимания», — говорит генетик-эволюционист Хендрик Пойнар, директор McMaster Ancient. ДНК Центра, который возглавлял команду, которая секвенировала митохондриальные геномы восьми шерстистых мамонтов, найденных в Суон-Пойнт и других близлежащих местах, чтобы определить, связаны ли они и каким образом.

Образец, использованный в исследовании, отслеживал путешествия шерстистого мамонта, бродившего по Земле 14 000 лет назад. Фото: Сидни Рот/Университет Макмастера.

Жизнь мамонтов и влияние человека

Исследователи из Университета Аляски в Фэрбенксе провели изотопный анализ бивня. Бивни мамонта росли, как стволы деревьев, с тонкими слоями, обозначающими устойчивый рост, а изотопы различных элементов — например, кислорода и стронция — предоставляли информацию о движении субъекта.

Самке мамонта на момент смерти было около 20 лет, поскольку она провела большую часть своей жизни на относительно небольшой территории Юкона. Исследователи сообщают, что, повзрослев, она проехала более 1000 км всего за три года, поселившись во внутренних районах Аляски и умерла рядом с близкородственным младенцем и подростком, для которого она, возможно, была матриархальной ведущей.

Предполагается, что мамонты ведут себя во многом подобно современным слонам: самки и молодые особи живут в сплоченных матриархальных стадах, а взрослые самцы путешествуют в одиночку или в более свободные группы самцов, часто с более обширными ареалами обитания, чем самки.

Исследователи говорят, что использование нескольких форм анализа, как в этом исследовании, позволяет им делать выводы о поведении вымерших мамонтов.

Команда Макмастера извлекла и проанализировала древнюю ДНК из бивня Эльмаюужейекоторое показало, что мамонт был тесно связан с другими мамонтами из того же места и более отдаленно связан с другими мамонтами из соседнего места под названием Хольцман.

Исследователи сообщают, что ранние человеческие популяции, обладавшие глубоким пониманием мамонтов и технологий охоты на них, использовали среду обитания мамонтов, используя собранные и добытые останки в качестве сырья для инструментов.

Помимо прямого воздействия охоты на популяции мамонтов, человеческая деятельность и поселения могли также косвенно повлиять на популяции мамонтов, ограничивая их передвижение и доступ к предпочтительным пастбищам.

«Для первых жителей Аляски эти места были важны для наблюдения и оценки, а также были источником потенциальной пищи», — говорит Пойнар.

Собранные данные позволяют предположить, что люди строили свои сезонные охотничьи лагеря в зависимости от того, где собирались мамонты, и, возможно, сыграли косвенную роль в их локальном вымирании на Аляске, которое усугублялось быстро меняющимся климатом и меняющейся растительностью.

Однако такие лишения, судя по всему, не коснулись подопытного мамонта.

«Она была молодым человеком в расцвете сил. Ее изотопы показали, что она не страдала от недоедания и что она умерла в тот же сезон, что и сезонный охотничий лагерь в Суон-Пойнт, где был найден ее бивень», — сказал старший автор Мэтью Вуллер, директор Центра стабильных изотопов на Аляске и профессор Университета УАФ. Колледж рыболовства и наук об океане.

«Это больше, чем просто рассматривать каменные орудия или останки и пытаться строить предположения. Этот анализ жизненных перемещений действительно может помочь нам понять, как люди и мамонты жили в этих областях», — говорит Тайлер Мерчи, недавний постдокторант из Макмастера, который проводил анализ древней ДНК вместе с Синой Балекой. «Мы можем продолжать значительно расширять наше генетическое понимание прошлого и решать более тонкие вопросы о том, как передвигались мамонты, как они были связаны друг с другом и как все это связано с древними людьми».

Дополнительную информацию об этом исследовании см. в разделе «Переписывание истории шерстистых мамонтов и американской колонизации».

Ссылка: «Жизнь самки шерстистого мамонта заканчивается в древнем лагере охотников-собирателей на Аляске» Одри Г. Роу, Клемент П. Батай, Сина Балека, Эвелинн А. Комбс, Барбара А. Красс, Дэниел К. Фишер, Самбит Гош , Чарльз Э. Холмс, Кэтрин Э. Красински, Франсуа Ланоэ, Тайлер Дж. Мерчи, Хендрик Пойнар, Бен Поттер, Джеффри Т. Расич, Джошуа Ройтер, Джерад М. Смит, Карен Дж. Спалета, Брайан Т. Уайгал и Мэтью Дж. Вуллер, 17 января 2024 г., Достижения науки.
DOI: 10.1126/sciadv.adk0818.

Исследование частично финансировалось Национальным советом по наукам и инженерным исследованиям Канады (NSERC).