Вторник, 27 февраля, 2024
ДомойЗемляСкрытая опасность: исследователи предупреждают, что изменение климата может поставить под угрозу крупнейшие...

Скрытая опасность: исследователи предупреждают, что изменение климата может поставить под угрозу крупнейшие на планете запасы питьевой воды

Исследование колебаний температуры в 12 пещерах по всему миру показывает, что изменение климата может поставить под угрозу ключевые запасы пресной воды и экосистемы внутри них. Исследование, подчеркивающее корреляцию между температурой поверхности и пещеры, вызывает обеспокоенность по поводу стабильности этой жизненно важной подземной среды.

Глобальное исследование, изучающее изменения температуры в 12 пещерах по всему миру, показывает, что значительная часть легкодоступных запасов пресной воды на Земле может оказаться под угрозой из-за изменения климата.

Пещеры позволяют ученым наблюдать за подземными системами, которые распространены по всей планете – системами, которые в своем подавляющем большинстве недоступны для человека. Эти экосистемы являются домом для крупнейших запасов пресной воды, доступных для немедленного потребления человеком, и населены уникальными и высокоадаптированными организмами, которые гарантируют качество этих стратегических резервов для будущего человечества за счет переработки органических веществ и загрязняющих веществ.

В этом исследовании, недавно опубликованном в Научные отчетыМеждународная исследовательская группа проанализировала более 105 000 измерений температуры в пещерах, расположенных в разных климатических зонах, и сравнила их с соответствующей температурой поверхности.

«Изменения температуры выявили три различных модели термической реакции подземной среды по сравнению с поверхностью, что является новым», — говорит Ана София Реболейра, координатор этого исследования, биолог Центра экологии, эволюции и изменений окружающей среды – cE3c. на факультете естественных наук Лиссабонского университета (Португалия).

Вале Тельейру, португальская пещера, которая была частью этого исследования и является глобальной горячей точкой подземного биоразнообразия. Фото: Ана София Реболейра.

Все годовые колебания температуры, зарегистрированные в пещерах, были небольшими – от 0,1°С (самый маленький) до 8,8°С (самый большой). Но в то время как в некоторых случаях температура пещеры отражала температуру поверхности с небольшой задержкой, в других изменения на поверхности быстро отражались под землей. Были и случаи, когда наблюдалась обратная закономерность: чем выше температура на поверхности, тем ниже в пещере (и наоборот), как в тепловом зеркале.

Последствия изменений температуры для пещерных экосистем

«Наши результаты показывают, что средняя температура в пещерах отражает среднюю температуру снаружи. Следствием этого является то, что повышение температуры, прогнозируемое в контексте изменения климата на поверхности, отразится на подземельях», — объясняет Ана София Реболейра.

Пещеры населены сообществами редких и незащищенных видов. разновидность – которые гарантируют качество воды и приспособлены к жизни в очень стабильной среде с минимальными колебаниями температуры. Таким образом, «последствия повышения температуры абсолютно непредсказуемы и наверняка вредны для качества крупнейших запасов пресной воды, доступных для немедленного потребления», предупреждает исследователь.

Ана София Реболейра, координатор данного исследования, биолог Центра экологии, эволюции и изменений окружающей среды – cE3c, факультета наук Лиссабонского университета (Португалия). Фото: Роза Перейра

Это исследование также выявило существование ежедневных термических циклов в некоторых пещерах. В экосистемах с полным отсутствием солнечного света у организмов отсутствуют циркадные ритмы. «Это удивительное открытие показывает, что эти ежедневные термические циклы потенциально могут контролировать биологические ритмы подземных организмов», — объясняет Ана София Реболейра.

Некоторые из пещер, изученных в рамках этого исследования, являются глобальными очагами подземного биоразнообразия, например, Планина в Словении; Вьенто на Канарах; и Вале Тельейру, расположенная в Португалии.

Ссылка: «Изменение температуры в пещерах и его значение для подземных экосистем», авторы Мария Дж. Медина, Драган Антич, Пауло А.В. Борхес, Шпела Борко, Сене Фишер, Стейн-Эрик Лауритцен, Хосе Л. Мартин, Педро Ороми, Мартина Павлек, Эстер. Премат, Кен П. Пулиафико, Альберто Сендра и Ана София П.С. Реболейра, 25 ноября 2023 г., Научные отчеты.
DOI: 10.1038/s41598-023-48014-7