ДомойЗдоровьеУченые представили многообещающий новый метод лечения распространенного наследственного заболевания нервов

Исследователи из Токийского медицинского и стоматологического университета разработали революционную технику редактирования генома для лечения болезни Шарко-Мари-Тута путем снижения уровня белка PMP22, что демонстрирует потенциал новой клинической терапии в области с ограниченными существующими методами лечения. Редактирование генома на основе генной терапии AAV восстановило миелинизацию в нерве пациента с CMT1A, дифференцированном из iPS-клеток. Фото: Отделение невропатологии ТМДУ.

Ученые из Токийского медицинского и стоматологического университета создали новый метод редактирования генома, который снижает уровень белков, вызывающих заболевания и связанные с ними проблемы в клетках пациента с болезнью Шарко-Мари-Тута типа 1А.

За последние сто лет научные открытия сильно изменили наш мир. В частности, область генетики открыла двери множеству возможностей: расширению человеческих возможностей, лечению болезней и даже изменению хода эволюции.

В исследовании, недавно опубликованном в Коммуникационная медицинаИсследователи из Токийского медицинского и стоматологического университета (TMDU) представили революционную технику редактирования генома. Это нововведение обещает помочь в лечении Шарко-Мари-Тута (ШМТ), относительно распространенного наследственного заболевания нервов, поражающего нервы и в настоящее время не поддающегося клиническому лечению.

Характеристики и проблемы ШМТ

ШМТ характеризуется изменением чувствительности и мышечной слабостью конечностей и поражает от 10 до 80 человек на 100 000. Наиболее распространенный подтип ШМТ известен как ШМТ1А и вызван дупликацией гена, кодирующего белок периферического миелина 22 (PMP22), что приводит к высоким уровням этого белка у больных людей. PMP22 важен для формирования структурной единицы миелина, жировой изоляции, которая позволяет сигналам быстро перемещаться от конечностей к мозгу и обратно.

Исследователи пытались уменьшить PMP22 на животных моделях CMT1A, используя различные методы, но его перенос на пациентов-людей оказался безуспешным. Это может быть связано с тем, что существующие модели животных не имеют человеческих ПМП22 дупликация генов. Данное исследование было направлено на решение этой проблемы.

Инновационный подход к лечению ШМТ

«Мы создали клеточную модель, взяв клетки пациента с ШМТ1А и вырастив их в шванновские клетки, которые производят миелин», — говорит доктор Хитоши Окадзава, старший автор исследования. «Затем мы использовали специализированный метод редактирования генома, известный как векторы AAV, чтобы уменьшить количество белка PMP22, вырабатываемого клетками».

Поскольку как более высокие, так и более низкие уровни PMP22 могут привести к различным типам нервных заболеваний (известных как невропатии), исследователям пришлось быть очень осторожными в отношении того, насколько они снижают PMP22. Они создали и опробовали различные векторы AAV и в конечном итоге выбрали тот, который удаляет от 20% до 40% ПМП22 копии генов из генома. Этого было достаточно, чтобы обратить вспять многие изменения, связанные с ШМТ, в культурах шванновских клеток и улучшить способность этих клеток к миелинизации, тем самым подчеркивая потенциал этого лечения в качестве клинической терапии заболевания.

Проблемы и оптимизм в отношении клинического применения

«Однако есть некоторые нюансы, которые необходимо устранить, прежде чем мы сможем внедрить эту терапию в клинику», — говорит доктор Окадзава. «Оптимальное место инъекции для достижения шванновских клеток остается неизвестным, а время инъекции или инъекций, вероятно, будет важным и также требует изучения».

Исследователи настроены с осторожным оптимизмом, поскольку FDA начинает одобрять аналогичную генную терапию на основе AAV для лечения гематологических заболеваний. Они считают, что их терапевтический подход имеет низкие риски для применения на людях и может быть относительно простым для применения в клинической терапии. Учитывая, что в настоящее время не существует методов лечения ШМТ, кроме физиотерапии, трудотерапии и обезболивания, разработка этого метода редактирования генома для ПМП22 является важным прорывом и может уменьшить симптомы и улучшить качество жизни пациентов с ШМТ.

Ссылка: «AAV-опосредованное редактирование PMP22 спасает особенности болезни Шарко-Мари-Тута типа 1А в iPS-шванновских клетках, полученных от пациента», Юки Ёсиока, Джулиана Боссо Танигучи, Хиденори Хомма, Такуя Тамура, Киота Фудзита, Майко Иноцуме, Кадзухико Тагава, Кадзухару Мисава, Наомичи Мацумото, Масанори Накагава, Харухиса Иноуэ, Хикари Танака и Хитоши Окадзава, 28 ноября 2023 г., Коммуникационная медицина.
DOI: 10.1038/s43856-023-00400-y

Исследование финансировалось Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий и ЯПОНИИ.