Среда, 21 февраля, 2024
ДомойЗемляЗагадочное исчезновение подводного исследователя Антарктиды

Загадочное исчезновение подводного исследователя Антарктиды

- Advertisement -

АНПА заранее программируется, а затем отправляется в дальние путешествия под ледники Антарктиды. Кредит: Анна Волин

Беспилотный подводный аппарат «Ран» пропал под ледником в Антарктиде. Транспортное средство, принадлежащее Гетеборгскому университету, является одним из трех подобных во всем мире, которые используются для исследований и внесли важный вклад в получение важных знаний о так называемом леднике Судного дня.

Семиметровый «Ран» исчез в эти выходные во время экспедиции южнокорейского ледокола RV/IB «Араон». Проект возглавляет профессор Анна Волин, одна из шести участников из Гетеборгского университета. «Ран» — это беспилотный подводный аппарат (АПА), оснащенный современными технологиями и датчиками, которые могут измерять и документировать обстановку в воде. Он способен выполнять длительные миссии подо льдом и успешно использовался, в том числе, в Антарктиде.

Второй визит

«Это был второй раз, когда мы взяли Рана в Ледник Туэйтса документировать территорию подо льдом. Благодаря Рану мы стали первыми исследователями в мире, вошедшими в Туэйтс в 2019 году, и в ходе нынешней экспедиции снова посетили тот же район. Даже если вы видите таяние и движение льда по спутниковым данным, от Рана мы получаем крупные планы нижней части льда и информацию о том, какие именно механизмы стоят за таянием», — говорит Анна Волин.

Ледник Туэйтса в Антарктиде огромен, и его иногда называют ледником Судного дня, потому что он может поднять глобальный уровень моря на несколько метров, если он полностью растает. Измерения Рана привлекли большое внимание не только среди полярников.

Анна Волин с беспилотным подводным аппаратом бежала в порту приписки в Гетеборге. Сейчас высокотехнологичный корабль исчез под ледником в Антарктиде. Фото: Олоф Лённехед.

Потеря контакта с Ран

Во время погружений под лед толщиной 200–500 м Ран не имеет постоянного контакта с исследовательским судном. Маршрут запрограммирован заранее, и благодаря усовершенствованной навигационной системе Ран сможет найти дорогу обратно в открытую воду. Как оно выглядит под ледником, зачастую совершенно неизвестно. Поэтому миссия под ледником строится в несколько этапов: сначала у дна и снаружи льда, затем постепенно наращивание сложности и, наконец, приближение ко льду и выполнение измерений в слое на границе между льдом и водой.

В течение января этого года Ран совершил несколько успешных погружений под Туэйтсом, но во время последнего запланированного погружения экспедиции что-то пошло не так. После длительного путешествия подо льдом АНПА не появился в запланированной точке встречи. RV/IB «Араон» прервал обратный путь, и поиски были проведены с использованием акустического поискового оборудования, вертолетов и дронов, но безуспешно. В конце концов, оставалось лишь осознать, что Ран заблудился.

Сильная поддержка коллег

«Это немного похоже на поиск иголки в стоге сена, но даже не зная, где он находится. В этот момент батарейки Рана разряжены. Все, что мы знаем, это то, что подо льдом произошло что-то неожиданное. Мы подозреваем, что у него возникли проблемы, а затем что-то помешало ему выбраться наружу», — говорит Анна Волин.

Анна Волин благодарна за поддержку, которую ее команда получила от руководства экспедиции, и отмечает, что судно не допустило никаких ошибок, которое, напротив, является лучшим ледоколом, на котором побывал Ран.

Рискованные исследования

«Данные, которые мы получаем от Рана, уникальны в мире и представляют большую ценность для международных исследований. В то же время ставки высоки, мы знали, что что-то подобное может случиться, даже если это вероятный конец для Ран. Лично я считаю, что это лучший конец, чем стареющий АНПА, собирающий пыль в гараже. В то же время это, конечно, очень большая потеря. Ран у нас уже пять лет, и за эти пять лет мы провели около десяти экспедиций, тренировок, опытно-конструкторских работ и испытаний».

Покупка «Рана» была профинансирована Фондом Кнута и Алисы Валленберг в 2015 году на сумму 38 миллионов шведских крон. Даже если ремесло будет потеряно, в организации останется уникальный ресурс в виде знаний и хорошо обученного персонала. Есть также периферийное оборудование, система приема и спуска с крупных кораблей, запасные части, компьютеры и аналитическое оборудование.

«Наша цель — заменить Рана. Мы будем искать финансиста для покрытия отчислений страховой компании и роста цен, произошедшего за эти годы», — говорит Анна Волин.

Исходная ссылка

- Advertisement -

Популярное по теме