Пятница, 23 февраля, 2024
ДомойНаукаГенетический след затерянных цивилизаций Таиланда обнаружен в бревенчатых гробах железного века

Пещеры и скальные убежища разбросаны по горам северо-западного высокогорья Таиланда. Более 40 гробов в провинции Мае Хонг Сон содержат деревянные гробы на сваях возрастом 1000–2300 лет. Фото: © Селина Карлхофф

Древний ДНК помогает исследователям выяснить структуру доисторического сообщества Юго-Восточной Азии.

Практика погребения, известная как культура бревенчатых гробов, характеризует железный век горной местности Панг Мапха на северо-западе Таиланда. Между 2300 и 1000 лет назад людей хоронили в больших деревянных гробах на сваях, которые в основном находились в пещерах и скальных убежищах. Международная группа исследователей из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге, Германия, и проекта «Доисторическая популяция и культурная динамика в Хайленд-Панг-Мафа» в Бангкоке, Таиланд, проанализировала ДНК 33 человек, захороненных в пяти местах захоронения бревенчатых гробов, и обнаружил новые удивительные связи между людьми с одного и разных сайтов. Связанные с ними люди, похоже, представляли собой большое сообщество с хорошими связями, где генетическое родство играло значительную роль в погребальном ритуале.

Культура бревенчатых гробов железного века в Таиланде

Лиственные и вечнозеленые леса доминируют над известняковыми карстовыми образованиями северо-западного высокогорья Таиланда. Горы окружены огромным количеством пещер и скальных убежищ. В более чем 40 таких пещерах в провинции Мэхонгсон можно найти большие деревянные гробы на сваях, датируемые 2300–1000 лет назад. В период железного века каждый из этих гробов длиной до нескольких метров был изготовлен из одного тикового дерева и украшен изысканной резьбой геометрических, животных или человеческих форм на ручках с обоих концов.

Этот археологический комплекс изучался более двух десятилетий участниками проекта «Доисторическое население и культурная динамика в высокогорье Панг Мафа» под руководством профессора Расми Шуконгдежа с кафедры археологии факультета археологии Университета Силпакорн.

«Наше исследование изучает взаимоотношения между людьми и окружающей средой в сезонных тропиках. Одним из важнейших аспектов является исследование социальной структуры этих доисторических сообществ, а также объяснение их связей с другими донеолитическими, неолитическими и постнеолитическими группами в этом регионе», — говорит Расми Шуконгдеж, археолог и старший автор исследования. изучать.

В культуре бревенчатых гробов железного века в Таиланде гробы делались из одного тикового дерева и украшались изысканной резьбой геометрических или животных форм на обоих концах. Фото: © Селина Карлхофф

Чтобы понять генетический профиль сообществ, связанных с бревенчатыми гробами, и связь людей, похороненных в разных пещерах, междисциплинарная группа исследователей из Германии и Таиланда проанализировала ДНК 33 древних людей из пяти мест, где находились бревенчатые гробы. Геномы, полученные от древних особей, позволяют впервые детально изучить структуру доисторического сообщества Юго-Восточной Азии.

«Этот проект иллюстрирует, как древняя ДНК может способствовать нашему пониманию прошлых сообществ, их повседневной жизни и межрегиональных связей», — говорит первый автор Селина Карлхофф, научный сотрудник отдела археогенетики Института эволюционной антропологии Макса Планка.

Сложный генетический ландшафт постнеолитической материковой части Юго-Восточной Азии

Условия сохранения ДНК в тропических регионах являются сложными и ограничивают генетические исследования древних популяций Юго-Восточной Азии. Большинство исследований ограничивалось отдельными людьми или небольшими группами, представляющими страну и период, и выявляли только общие закономерности, такие как генетическое смешение фермеров из долины реки Янцзы на юге Китая с местным генофондом Хоабинья, связанным с охотниками-собирателями, в период до -Неолит.

Текущее исследование идентифицирует два отдельных предка, связанных с фермерами, у людей, связанных с Бревенчатым гробом. Один связан с долиной реки Янцзы, а другой — с долиной реки Хуанхэ в Китае. Хотя ранее опубликованные данные о людях из Мьянмы, Лаоса и Вьетнама также имеют родословную, связанную с Желтой рекой, она отсутствовала у людей бронзового и железного веков из Бан Чианга на северо-востоке Таиланда. Эти генетические различия отражают культурные различия между двумя регионами, такие как практика похорон и диета, и указывают на отдельные сферы влияния и связи с отдельными первоначальными маршрутами миграции в период неолита.

«Наши результаты способствуют формированию картины сложного генетического ландшафта постнеолитической материковой части Юго-Восточной Азии; однако это исследование продемонстрирует успешные генетические результаты на образцах из известняковых пещер северо-западного высокогорья Таиланда. Будущие исследования образцов, извлеченных из археологических раскопок под открытым небом в низинах, кажутся многообещающими. Если возможно, они могут дать дополнительную информацию о генетической истории материковой части Юго-Восточной Азии.», говорит Вибху Кутанан, ученый из Университета Наресуан, Таиланд, принимавший участие в разработке концепции исследования..

Подробный анализ однородительских маркеров, которые могут выявить демографические истории групп, связанных с Бревенчатым гробом, с разбивкой по полу, будет представлен в предстоящем исследовании. Дальнейшие археогенетические исследования в сотрудничестве с местными учеными, а также новые методы моделирования примесей и датирования позволят лучше пролить свет на развивающиеся закономерности и обеспечить прямую связь с археологическими находками и гипотезами.

Первый анализ на уровне сообщества в археологии Юго-Восточной Азии

В местном масштабе исследование стало первым анализом археологии Юго-Восточной Азии на уровне сообщества. Для исследования взаимоотношений между особями авторы использовали генетические участки, идентичные у двух особей, поскольку они были унаследованы от общего предка. Анализ так называемых блоков IBD (идентичных по происхождению) помогает отслеживать сложные закономерности биологического родства внутри участка и между регионами — и до сих пор не применялся в археогенетических исследованиях Юго-Восточной Азии.

Исследование выявило близких генетических родственников, похороненных в одной и той же пещерной системе, например, родителей и детей или бабушек и дедушек и внуков. Эта группа близкородственных людей была более отдаленно связана со всеми другими людьми, похороненными на этом месте.

Хотя это предполагает выбор места захоронения с учетом генетического родства, более отдаленные генетические связи между участками Бревенчатого гроба, низкий уровень родства, а также высокое митохондриальное и низкое общегеномное разнообразие позволяют предположить, что группы, связанные с Бревенчатым гробом, были довольно большие и постоянно сообщающиеся друг с другом через разные речные долины.

«Этот результат весьма значим, поскольку деревянные гробы использовались и в других археологических культурах Юго-Восточной Азии. Сравнение закономерностей родства и межрегиональных генетических связей могло бы стать увлекательным будущим совместным проектом, который потенциально мог бы объяснить культурную динамику и взаимодействие популяций в Юго-Восточной Азии и других регионах», — говорит Расми Шуконгдеж.

Ссылка: «Геномный портрет и закономерности родства культуры бревенчатых гробов железного века на северо-западе Таиланда» Селины Карлхофф, Вибху Кутанан, Адама Б. Рорлаха, Козимо Поста, Марка Стоункинга, Катрин Нэгеле, Расми Шуконгдей и Йоханнеса Краузе, 22 декабря 2023 г., Природные коммуникации.
DOI: 10.1038/s41467-023-44328-2