Вторник, 27 февраля, 2024
ДомойБиологияПарадокс эволюции человека: на грани глобального экологического коллапса

Парадокс эволюции человека: на грани глобального экологического коллапса

Новое исследование показывает, что эволюционные особенности человека, особенно культурная адаптация, могут препятствовать решению глобальных экологических проблем, таких как изменение климата. Это подчеркивает необходимость инновационных стратегий глобального управления и дальнейших исследований по преодолению эволюционных проблем экологической устойчивости. Фото: SciTechDaily.com

Новое исследование, проведенное Университетом штата Мэн, предполагает, что неотъемлемые аспекты человеческой эволюции могут препятствовать нашей способности решать глобальные экологические проблемы, такие как изменение климата.

Люди пришли к доминированию на планете благодаря инструментам и системам эксплуатации природных ресурсов, которые очищались на протяжении тысячелетий в процессе культурной адаптации к окружающей среде. Биолог-эволюционист из Университета штата Мэн Тим Уоринг хотел знать, как этот процесс культурной адаптации к окружающей среде может повлиять на цель решения глобальных экологических проблем. То, что он обнаружил, было противоречивым.

Проект стремился понять три основных вопроса: как эволюция человека действовала в контексте ресурсов окружающей среды, как эволюция человека способствовала многочисленным глобальным экологическим кризисам и как глобальные экологические ограничения могут изменить результаты эволюции человека в будущем.

Тим Уоринг. Кредит: Тим Уоринг

Команда Уоринга изложила свои выводы в новой статье, опубликованной в журнале Философские труды Королевского общества B. Среди других авторов исследования Зак Вуд, выпускник UMaine, и Эорс Сатмари, профессор Университета Этвеша Лоранда в Будапеште, Венгрия.

Человеческая экспансия

В исследовании изучалось, как использование окружающей среды человеческими обществами менялось на протяжении нашей эволюционной истории. Исследовательская группа изучила изменения в экологической нише человеческих популяций, включая такие факторы, как используемые ими природные ресурсы, насколько интенсивно они использовались, какие системы и методы появились для использования этих ресурсов, а также воздействие на окружающую среду, возникшее в результате их использования.

Эта попытка выявила ряд общих закономерностей. За последние 100 000 лет человеческие группы постепенно использовали больше типов ресурсов, с большей интенсивностью, в больших масштабах и с большим воздействием на окружающую среду. Эти группы часто затем распространяются в новую среду с новыми ресурсами.

Глобальной экспансии человечества способствовал процесс культурная адаптация к окружающей среде. Это приводит к накоплению адаптивных культурных особенностей — социальных систем и технологий, помогающих эксплуатировать и контролировать ресурсы окружающей среды, таких как методы ведения сельского хозяйства, методы рыболовства, ирригационная инфраструктура, энергетические технологии и социальные системы для управления каждым из них.

«Эволюция человека в основном обусловлено культурными изменениями, что быстрее, чем генетическая эволюция. Эта более высокая скорость адаптации позволила людям колонизировать все пригодные для жизни земли по всему миру», — говорит Уоринг, доцент Центра решений в области устойчивого развития Джорджа Дж. Митчелла от Университета штата Мэн и Школы экономики.

Более того, этот процесс ускоряется благодаря процессу положительной обратной связи: по мере того, как группы становятся больше, они быстрее накапливают адаптивные культурные черты, что обеспечивает больше ресурсов и обеспечивает более быстрый рост.

«Последние 100 000 лет это была хорошая новость для нашего разновидность в целом.» Уоринг говорит: «Но это расширение зависело от большого количества доступных ресурсов и пространства».

Сегодня людям также не хватает места. Мы достигли физических пределов биосферы и претендуем на большую часть ресурсов, которые она может предложить. Наше расширение также догоняет нас. Наша культурная адаптация, особенно промышленное использование ископаемого топлива, создала опасные глобальные экологические проблемы, которые ставят под угрозу нашу безопасность и доступ к будущим ресурсам.

Глобальные ограничения

Чтобы понять, какое значение эти результаты означают для решения глобальных проблем, таких как изменение климата, исследовательская группа изучила, когда и как в прошлом возникали устойчивые человеческие системы. Уоринг и его коллеги обнаружили две общие закономерности. Во-первых, устойчивые системы имеют тенденцию расти и распространяться только после того, как группы изначально боролись или не смогли сохранить свои ресурсы. Например, США регулировали промышленные выбросы серы и диоксида азота в 1990 году, но только после того, как мы установили, что они вызвали кислота дождь и закислил многие водоемы на северо-востоке. Эти отложенные действия сегодня представляют собой серьезную проблему, поскольку мы угрожаем другим глобальным ограничениям. Что касается изменения климата, людям необходимо решить проблему, прежде чем мы вызовем катастрофу.

Во-вторых, исследователи также обнаружили доказательства того, что сильные системы защиты окружающей среды имеют тенденцию решать проблемы внутри существующих обществ, а не между ними. Например, управление региональными водными системами требует регионального сотрудничества, региональной инфраструктуры и технологий, а они возникают в результате региональной культурной эволюции. Поэтому наличие обществ нужного масштаба является важнейшим ограничивающим фактором.

Эффективное преодоление климатического кризиса, вероятно, потребует создания новых всемирных нормативных, экономических и социальных систем — таких, которые обеспечивают большее сотрудничество и авторитет, чем существующие системы, такие как Парижское соглашение. Чтобы создать и управлять этими системами, людям нужна функциональная социальная система на планете, которой у нас нет.

«Одна из проблем заключается в том, что у нас нет скоординированного глобального общества, которое могло бы внедрить эти системы», — говорит Уоринг. «У нас есть только субглобальные группы, которых, вероятно, будет недостаточно. Но вы можете себе представить договоры о сотрудничестве для решения этих общих проблем. Итак, это простая проблема.

Другая проблема гораздо серьезнее, говорит Уоринг. В мире, наполненном субглобальными группами, культурная эволюция среди этих групп будет иметь тенденцию решать неправильные проблемы, принося пользу интересам наций и корпораций и задерживая действия по общим приоритетам. Культурная эволюция между группами будет иметь тенденцию обострять конкуренцию за ресурсы и может привести к прямому конфликту между группами и даже к глобальному вымиранию человечества.

«Это означает, что глобальные проблемы, такие как изменение климата, решить гораздо сложнее, чем считалось ранее», — говорит Уоринг. «Дело не только в том, что это самое трудное, что когда-либо делал наш вид. Это абсолютно так. Более серьезная проблема заключается в том, что основные особенности человеческой эволюции, вероятно, мешают нам решить их. Чтобы решить глобальные коллективные проблемы, нам нужно плыть против течения».

С нетерпением жду

Уоринг и его коллеги считают, что их анализ может помочь определить будущее эволюции человека на ограниченной Земле. Их статья является первой, в которой предполагается, что человеческая эволюция может противодействовать возникновению коллективных глобальных проблем, и необходимы дальнейшие исследования для разработки и проверки этой теории.

Команда Уоринга предлагает несколько прикладных исследований, чтобы лучше понять движущие силы культурной эволюции и найти способы уменьшить глобальную экологическую конкуренцию, учитывая, как работает человеческая эволюция. Например, необходимы исследования, чтобы документировать закономерности и силу человеческой культурной эволюции в прошлом и настоящем. Исследования могли бы сосредоточиться на прошлых процессах, которые привели к доминированию человека в биосфере, а также на том, как культурная адаптация к окружающей среде происходит сегодня.

Но если общая схема окажется верной и человеческая эволюция будет противодействовать коллективным решениям глобальных экологических проблем, как предполагают авторы, тогда необходимо будет ответить на некоторые весьма актуальные вопросы. Это включает в себя то, можем ли мы использовать эти знания для улучшения глобальной реакции на изменение климата.

«Конечно, есть надежда, что люди смогут решить проблему изменения климата. Мы и раньше строили совместное управление, но никогда так: в спешке в глобальном масштабе». — говорит Уоринг.

Рост международной экологической политики дает некоторую надежду. Успешные примеры включают Монреальский протокол по ограничению выбросов озоноразрушающих газов и глобальный мораторий на коммерческий китобойный промысел.

Новые усилия должны включать создание более целенаправленных, мирных и этических систем взаимного самоограничения, особенно посредством рыночного регулирования и имеющих обязательную силу договоров, которые еще теснее связывают человеческие группы по всей планете в функциональное целое.

Но эта модель может не сработать в отношении изменения климата.

«Наша статья объясняет, почему и чем отличается построение совместного управления в глобальном масштабе, и помогает исследователям и политикам иметь более четкое представление о том, как работать над глобальными решениями», — говорит Уоринг.

Это новое исследование может привести к созданию нового политического механизма для решения климатического кризиса: изменение процесса адаптивных изменений между корпорациями и странами может стать мощным способом борьбы с глобальными экологическими рисками.

Что касается того, смогут ли люди продолжать выживать на ограниченной планете, Уоринг говорит: «У нас нет никаких решений для этой идеи долгосрочной эволюционной ловушки, поскольку мы едва понимаем проблему». — говорит Уоринг.

«Если наши выводы хотя бы близки к верным, нам нужно изучить это гораздо тщательнее», — говорит он.

Ссылка: «Характерные процессы эволюции человека вызвали антропоцен и могут помешать его глобальным решениям», Тимоти М. Уоринг, Захари Т. Вуд и Эорс Сатмари, 1 января 2024 г., Философские труды Королевского общества B.
DOI: 10.1098/rstb.2022.0259