Источник: Официальный сайт Комиссии по регулированию ценных бумаг Гонконга, составлено: Golden Finance.
Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга (SFC) опубликовала «Циркуляр о совместной ликвидности на платформах торговли виртуальными активами«а также»Циркуляр о расширении продуктов и услуг торговой платформы виртуальными активами》Два новых нормативных руководящих документа. В документе изложены ожидаемые стандарты для операторов платформ по торговле виртуальными активами, имеющих лицензию Комиссии по регулированию ценных бумаг Китая (операторов платформ). Он имеет важное руководящее значение в продвижении платформ торговли виртуальными активами для подключения к глобальной ликвидности и расширения спектра предоставляемых продуктов и услуг.
В одном из циркуляров говорится:Комиссия по регулированию ценных бумаг Китая позволяет операторам платформ и соответствующим зарубежным торговым платформам виртуальных активов объединять торговые инструкции в общую книгу заказов.и этот шаг является первым шагом, предпринятым Комиссией по регулированию ценных бумаг для привлечения глобальных платформ, торговых потоков и поставщиков ликвидности в рамках компонента A (подключение доступа) дорожной карты ASPIRe. Благодаря четкому и бесперебойному межплатформенному сопоставлению и исполнению ордеров гонконгские инвесторы могут рассчитывать на выгоду от повышения ликвидности рынка и более конкурентоспособных цен, одновременно снижая дополнительные риски с помощью надежных мер безопасности.Затем SFC рассмотрит возможность разрешения лицензированным брокерам передавать торговые инструкции клиентов регулируемым зарубежным пулам ликвидности в рамках той же группы, а затем рассмотрит вопрос о дальнейшем расширении соответствующих механизмов..
В целях оптимизации компонента P (Продукты) в рамках дорожной карты, направленной на расширение новых продуктов и услуг,В другом циркуляре SFC разрешила операторам платформ продавать виртуальные активы без 12-месячного опыта профессиональным инвесторам и стейблкоины, лицензированные Валютным управлением Гонконга, а также продавать токенизированные ценные бумаги и инвестиционные продукты, связанные с цифровыми активами.. Кроме того, ассоциированная организация оператора платформы может предоставлять депозитарные услуги для виртуальных активов или токенизированных ценных бумаг, которые не торгуются на соответствующей платформе.
1. Распределенная ликвидность между лицензированными платформами для торговли виртуальными активами.
В «Циркуляре о совместной ликвидности между платформами для торговли виртуальными активами» Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга излагает нормативные руководящие принципы и ожидаемые стандарты для лицензированных операторов платформ для торговли виртуальными активами (операторов платформ) для интеграции их листингов с листингами своих глобальных операторов платформ для торговли виртуальными активами (операторов зарубежных платформ). В циркуляре говорится, что торговые инструкции с разных платформ будет разрешено объединять в комплексный пул ликвидности для обеспечения межплатформенного сопоставления ордеров и выполнения транзакций (общие книги ордеров).
1.1 Предыстория
Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга заявила, что торговля виртуальными активами по своей сути не имеет границ, а ликвидность рассредоточена по торговым платформам за рубежом. Согласно компоненту A (Доступ) дорожной карты ASPIRe, SFC стремится способствовать интеграции гонконгской и зарубежной ликвидности для содействия устойчивому развитию местной экосистемы виртуальных активов. Операторам платформы будет разрешено интегрировать ликвидность внутри группы через общий список ордеров. Эта стратегия направлена на повышение эффективности рынка, предоставление гонконгским инвесторам более глубокой глобальной ликвидности, сокращение разницы в ценах и оптимизацию выявления цен. В настоящее время риск расчета транзакций для операторов платформы невелик, поскольку в соответствии с «Руководством по ценным бумагам и фьючерсам, применимым к операторам платформ для торговли виртуальными активами» («Руководство для платформ для торговли виртуальными активами»), все торговые инструкции оплачены заранее, а соответствующие сделки немедленно рассчитываются оператором платформы.
Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга заявила, что после введения общей книги заказов торговые инструкции клиентов операторов платформы могут совпадать с торговыми инструкциями клиентов зарубежных операторов платформ, которые получили предоплату за пределами Гонконга, что создает расчетные риски. Внедрение общей ликвидности также усложнило работу по надзору за рынком, поэтому необходимо принять скоординированные меры для борьбы с потенциальными нарушениями на рынке. Комиссия по регулированию ценных бумаг Китая заявила, что возросшими рисками, вызванными работой общих листингов, необходимо должным образом управлять, чтобы защитить интересы клиентов и сохранить целостность и стабильность рынка. Таким образом, операторы платформ, предоставляющие общие списки, должны принять меры, перечисленные в циркуляре.
1.2 Нормативные акты
1.2.1 Квалифицированные операторы зарубежных платформ и клиенты
Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга заявила, что общая листинговая книга должна совместно управляться операторами платформ и зарубежными операторами платформ, имеющими лицензию в соответствующих юрисдикциях на ведение своей деятельности. Юрисдикция, в которой действует оператор зарубежной платформы, должна: (a) быть членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) или региональной организации, которая выполняет функции, аналогичные FATF; и (b) иметь эффективное регулирование, которое в целом соответствует рекомендациям FATF и Рекомендациям по политике для рынков криптовалют и цифровых активов, выпущенным Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO) в отношении нарушений на рынке и защиты активов клиентов.
1.2.2 Транзакционные и расчетные риски
Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга заявила в циркуляре, что расчетный риск может возникнуть, когда торговые инструкции клиента оператора платформы совпадают с инструкциями зарубежного оператора платформы, а активы, необходимые для расчета (расчетные активы), не принадлежат ассоциированной организации оператора платформы. Расчеты могут быть сопряжены с потенциальными задержками или сбоями из-за операционных трудностей или внешних факторов, таких как неплатежеспособность контрагента или трансграничная передача активов.
Торговые операции
В циркуляре указывалось, что общая книга заказов должна работать в соответствии с комплексным набором правил (правил общей книги заказов), причем правила должны четко определять предторговые и постторговые процедуры и операции по использованию общей книги заказов, которые применимы ко всем ее участникам (участникам платформы). Эти правила должны охватывать предоплату, размещение торговых инструкций, исполнение сделок, изменение ответственности (если применимо), расчеты и управление неисполнением обязательств. Кроме того, в правилах должны быть четко определены роли, права, обязанности и ответственность всех сторон, включая оператора платформы как совместного оператора платформы и оператора зарубежной платформы, участников платформы и назначенных хранителей. Операторы платформ должны гарантировать, что общие правила листинга являются обязательными и применимыми к зарубежным операторам платформ, участникам платформ и назначенным хранителям.
Общая книга заказов должна принимать только те инструкции по транзакциям, которые были полностью предоплачены и чьи расчетные активы были депонированы у одного или нескольких кастодианов, назначенных оператором платформы или зарубежным оператором платформы. Этим операторам платформ следует внедрить автоматизированные механизмы проверки перед сделкой, чтобы подтвердить получение предоплаты и убедиться в наличии достаточных активов для расчетов.
Оператор платформы должен гарантировать, что (a) транзакции в общей книге заказов являются справедливыми и упорядоченными; и (б) участники платформы имеют равные права на доступ к данным в книге заказов.
Меры по мониторингу расчетов
В циркулярном документе указывается, что операции по распределению ликвидности не всегда могут быть урегулированы немедленно, поскольку расчетные активы могут храниться в разных местах, что приводит к временной задержке между сопоставлением сделок и расчетом. Операторы платформ должны разработать свои рабочие процедуры таким образом, чтобы эффективно снизить риск нерасчетных транзакций и связанных с ними операционных рисков.
Основное внимание уделяется механизму расчетов «поставка против платежа» (DVP), который гарантирует одновременный обмен активами между операторами платформ и операторами зарубежных платформ, тем самым снижая риск непоставки. Оператор зарубежной платформы несет ответственность за доставку расчетных активов, связанных с торговыми инструкциями оператора зарубежной платформы. Процедуры обмена активами должны учитывать переменные в реальном времени, включая задержки при перемещении активов из холодных кошельков в горячие кошельки; потенциальные сбои из-за сбоев в сети блокчейна; и задержки расчетов по бумажной валюте из-за государственных праздников. Соответствующие процессы должны минимизировать задержки и продолжать соответствовать принципам DVP для защиты активов клиентов.
Операторы платформ должны проводить расчеты по всем транзакциям с зарубежными операторами платформ не реже одного раза в день, а после расчетов виртуальные активы клиентов должны храниться у связанной организации оператора платформы.
Кроме того, учитывая волатильность объемов торгов, операторы платформ должны проводить внутридневные расчеты, чтобы гарантировать, что неурегулированные торговые риски ограничены заранее установленными лимитами (неурегулированные торговые ограничения). Операторы платформ должны внедрить надежные меры мониторинга в режиме реального времени для отслеживания рисков неурегулированных транзакций.
компенсационные меры
В документе упоминается, что операторы платформы, предоставляющие общую книгу заказов, должны продемонстрировать надежные финансовые возможности для управления общей книгой заказов и нести полную ответственность перед своими клиентами за транзакции, выполняемые через общую книгу заказов, как если бы такие транзакции выполнялись по собственной книге заказов оператора платформы.
Циркулярный документ предусматривает, что оператор платформы должен создать резервный фонд в Гонконге, который будет находиться в доверительном управлении оператора платформы и предназначен для компенсации клиентам потерь, вызванных неспособностью расчетов. Размер резервного фонда не должен быть меньше лимита нерасчетных операций и должен быть скорректирован с учетом ожидаемого риска нерасчетных операций.
Согласно параграфу 10.22 «Руководства по платформе для торговли виртуальными активами», операторы платформы должны иметь механизмы компенсации для обеспечения защиты от потенциальных потерь виртуальных активов клиентов, находящихся на хранении. Клиенты оператора платформы должны пользоваться таким же уровнем защиты в отношении доставляемых расчетных активов. Таким образом, операторы платформ должны приобрести страховку4 или установить механизмы компенсации для обеспечения защиты от потенциальных потерь расчетных активов (например, потерь из-за кражи, мошенничества или незаконного присвоения), сумма которых не должна быть меньше суммы, требуемой «Руководством для платформ для торговли виртуальными активами».
1.2.3 Риск неправомерного поведения на рынке
В циркулярном документе говорится, что в соответствии с пунктами 8.1–8.4 «Руководства для платформ для торговли виртуальными активами» операторы платформ должны внедрять внутреннюю политику и меры контроля для надлежащего мониторинга торговой деятельности на своих торговых платформах и внедрять эффективную систему надзора за рынком. В соответствии с пунктами 9.8–9.10 «Руководства по платформе для торговли виртуальными активами», оператор платформы должен быть удовлетворен клиентом и конечным бенефициаром, которые изначально были ответственны за выдачу инструкции, по разумным причинам.
Риски неправомерного поведения на рынке могут возрасти, если транзакции охватывают юрисдикции с разными стандартами регулирования. Операторы платформ должны совместно реализовать единый план надзора за рынком, охватывающий общие листинги с зарубежными операторами платформ, и не должны проводить отдельный надзор в зависимости от юрисдикции, в которой их клиенты открывают счета.
Операторы платформы должны назначить по крайней мере одно ответственное лицо или основного функционального менеджера, который будет отвечать за надзор за совместной программой надзора за рынком, обеспечение соблюдения правил Комиссии по ценным бумагам и фьючерсам, участие в процессе принятия решений и выборе параметров системы надзора, надзор за обработкой предупреждений о потенциальных неправомерных действиях и регулярную оценку эффективности программы.
В документе указано, что операторы платформы должны немедленно предоставить SFC информацию об общей книге заказов по запросу, включая все инструкции по транзакциям и данные о транзакциях, информацию о лицах, выдавших инструкции по транзакциям, указанные в пункте 9.8 «Руководства по платформе для торговли виртуальными активами», а также записи наблюдения за рынком.
1.3 Прочие положения
Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга заявила в документе, что операторы платформы должны гарантировать, что работа общей листинговой книги соответствует требованиям к торговле на платформе «Руководства по платформе для торговли виртуальными активами», включая надежность и безопасность торговой платформы в соответствии с параграфами 5.1 (g), 7.22 и 7.27 и частями XII и XIV «Руководства по платформе для торговли виртуальными активами», всеобъемлющими правилами торговли и эксплуатации, сетевой безопасности и ведения учета. Оператор платформы должен вести записи, которые адекватно описывают проектирование, разработку, тестирование, работу и изменение общего списка листингов.
Прежде чем предоставлять торговые услуги через общую книгу заказов, операторы платформы должны четко раскрыть основные риски, чтобы клиенты могли принимать обоснованные решения. Соответствующее раскрытие информации должно включать потенциальные конфликты интересов между операторами платформ и зарубежными операторами платформ; механизмы урегулирования; стороны, ответственные за расчеты и связанные с ними риски; различные ситуации, в которых урегулирование не удается, и вовлеченные стороны; управление по умолчанию; меры по снижению риска; объем защиты клиентов; а также права и средства правовой защиты клиентов.
Операторы платформ могут предоставлять услуги общей книги заказов розничным инвесторам только в том случае, если (а) были четко объяснены дополнительные риски, связанные с сопоставлением и расчетами в зарубежных юрисдикциях (в том числе то, что уровень защиты клиентов может быть ниже, чем в Гонконге), и (б) клиенты явно решили участвовать.
Наконец, в документе говорится, что операторы платформ, намеревающиеся управлять общими листингами, должны получить предварительное письменное одобрение Комиссии по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга. SFC наложит «Условия и положения, применимые к работе с общими листингами» к лицензии операторов платформы.
2. Расширить продукты и услуги лицензированных платформ для торговли виртуальными активами.
В «Циркуляре о расширении продуктов и услуг платформ для торговли виртуальными активами» Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга заявила, что документ направлен на расширение типов продуктов и услуг, которые могут предоставляться лицензированными SFC платформами для торговли виртуальными активами, в качестве одного из планов по содействию непрерывному и устойчивому развитию экосистемы цифровых активов Гонконга.
2.1 Предыстория
В циркулярном документе говорится, что в соответствии с компонентом P (Продукты) дорожной карты ASPIRe, выпущенной Комиссией по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга 19 февраля 2025 года, Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам планирует пересмотреть типы продуктов и услуг цифровых активов на регулируемом рынке Гонконга для удовлетворения разнообразных потребностей различных типов инвесторов. Предлагаемая политика направлена на содействие дальнейшему развитию рынка при одновременном внедрении надежных мер защиты розничных инвесторов.
В документе также говорится, что в этом циркуляре Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга расширила продукты и услуги, которые могут предоставляться лицензированными SFC платформами для торговли виртуальными активами, путем: (i) внесения изменений в требования к включению токенов; (ii) разъяснение текущих нормативных требований, применимых к распространению токенизированных ценных бумаг и инвестиционных продуктов, связанных с цифровыми активами, на торговых платформах виртуальных активов; и (iii) обновление требований, применимых к платформам торговли виртуальными активами, предоставляющим депозитарные услуги для цифровых активов, которые клиенты не могут покупать и продавать на платформе.
2.2 Словарные определения
В циркуляре говорится, что термин «цифровые активы» включает виртуальные активы, токенизированные ценные бумаги (категория цифровых ценных бумаг) и стейблкоины. «Продукты, связанные с цифровыми активами» относятся к инвестиционным продуктам, связанным с цифровыми активами.
2.3 Правила включения токенов
В циркулярном документе говорится, что для расширения типов продуктов Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга больше не требует, чтобы виртуальные активы (включая стейблкоины), продаваемые профессиональным инвесторам на торговых платформах виртуальных активов, имели 12-месячный послужной список. Кроме того, стейблкоины, выпущенные лицензированными эмитентами стейблкоинов, не должны соответствовать требованию о 12-месячном послужном списке и могут быть проданы розничным инвесторам. Тем не менее, требование о 12-месячном послужном списке по-прежнему применяется к другим продуктам виртуальных активов, предлагаемым розничным инвесторам.
В документе также указывается, что, хотя требование о 12-месячном послужном списке, применимое к продуктам, предлагаемым профессиональным инвесторам, было отменено, SFC ссылается на параграф 7.6 «Руководства, применимого к операторам платформ для торговли виртуальными активами» («Руководство по платформам для торговли виртуальными активами») и повторяет:
a) Прежде чем включать какие-либо виртуальные активы (включая стейблкоины) в торговлю, торговые платформы виртуальных активов должны провести всю разумную комплексную проверку таких виртуальных активов и гарантировать, что они продолжают соответствовать всем критериям включения, установленным Комитетом по включению и проверке токенов; и
б) Платформы по торговле виртуальными активами должны полностью раскрывать информацию, если они предлагают виртуальные активы (включая стейблкоины) с опытом работы менее 12 месяцев профессиональным инвесторам на своих платформах.
Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга заявила, что во избежание сомнений в соответствии с Руководством по торговой платформе виртуальных активов требование о 12-месячном послужном списке не распространяется на токенизированные ценные бумаги или другие цифровые ценные бумаги.
2.4 Платформа для торговли виртуальными активами распространяет продукты, связанные с цифровыми активами, и токенизированные ценные бумаги.
В циркуляре отмечается, что в настоящее время, в соответствии со стандартными условиями лицензирования, лицензированные платформы для торговли виртуальными активами могут управлять централизованными платформами для торговли виртуальными активами для транзакций с цифровыми активами, а также вести бизнес по торговле цифровыми активами, осуществляемый за пределами платформы. Чтобы лицензированные платформы для торговли виртуальными активами могли предоставлять более широкий спектр услуг и продуктов, SFC предлагает внести изменения в набор стандартных условий лицензирования, чтобы прямо разрешить:
a) Платформа для торговли виртуальными активами выпускает продукты, связанные с цифровыми активами, и токенизированные ценные бумаги в соответствии с законами, кодексами, руководящими принципами и нормативными актами Финансового секретаря; и
б) Платформа для торговли виртуальными активами, в соответствии с требованиями соглашения о распределении, соглашается открыть трастовый счет или счет клиента у хранителя определенных продуктов, связанных с цифровыми активами, или токенизированных ценных бумаг с целью хранения продуктов, связанных с цифровыми активами, или токенизированных ценных бумаг от имени своих клиентов.
Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга также заявила, что поощряет платформы торговли виртуальными активами, которые готовы соблюдать пересмотренные стандарты подачи заявок на лицензирование, подавать заявки на утверждение в Комиссию по ценным бумагам и фьючерсам.
2.5 Токены условного депонирования, которые не покупаются и не продаются на торговых платформах виртуальных активов
В циркулярном документе говорится, что Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга заметила, что некоторые платформы для торговли виртуальными активами могут пожелать предоставлять депозитарные услуги для цифровых активов, которые не торгуются на платформе для торговли виртуальными активами через свои ассоциированные организации. Это не допускается действующими условиями лицензирования. Однако в целях содействия более диверсифицированному развитию бизнеса по хранению цифровых активов Комиссия по регулированию ценных бумаг Китая теперь разрешает платформам торговли виртуальными активами, стремящимся предоставлять такие услуги, подавать заявку на изменение соответствующих условий лицензирования.
Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга заявила в циркулярном документе, что платформы для торговли виртуальными активами должны соответствовать существующим «Руководствам для платформ для торговли виртуальными активами» и Циркуляру по токенизации, особенно тем, которые связаны с хранением, при предоставлении таких депозитарных услуг клиентам через связанные с ними организации.
Платформы для торговли виртуальными активами должны постоянно оценивать и отслеживать события, связанные со всеми цифровыми активами, для которых они намерены предоставлять депозитарные услуги, такие как технологические сдвиги, надежность сетей технологий распределенного реестра и появление угроз безопасности. Платформы для торговли виртуальными активами также должны гарантировать, что их меры внутреннего контроля, техническая инфраструктура, а также инструменты мониторинга борьбы с отмыванием денег и наблюдения за рынком могут эффективно управлять любыми конкретными рисками, связанными с такими цифровыми активами.
В циркулярном документе также указывается, что Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга может в каждом конкретном случае разрешить платформам торговли виртуальными активами, которые не завершили второй этап оценки, хранить токенизированные ценные бумаги. Когда SFC оценивает заявку, платформы торговли виртуальными активами должны продемонстрировать, что они приняли эффективные меры для защиты активов клиентов, такие как внедрение административного контроля за ограничениями на переводы и создание списков разрешений для адресов кошельков клиентов или адресов кошельков, используемых для вывода средств, особенно когда токенизированные ценные бумаги находятся в общедоступной, запрещенной сети. Однако соответствующая платформа для торговли виртуальными активами должна пройти второй этап оценки, прежде чем подавать заявку в Комиссию по ценным бумагам и фьючерсам для предоставления депозитарных услуг для своих цифровых активов, кроме токенизированных ценных бумаг, которые не предназначены для торговли.

